Mynzqunanrnoe o6pasoBaHrre Ceponcrrft ropo4crofi oKpyr Mynuqr.ruanbrroe aBToHoMHoe o6qeo6pagoBareJlbHoe yqpexrAenlle cpeAHrrr o6rqeo6pagoBareJlbHtul IIIKoJIa Ns 27 flpuurro rra 3aceAarII4I4 : IleAarorl{trecKoro coBeTa IlKoJrbr 2024 r. {IMOBI,ITI llpororor 2024 r. J\b .{onomrureJrbHat o6 qeo6p a3oBareJrbnar o6 rqep a3Br{Barorl€u rporp aMMa (MYJIbCTYJnfi) HanpanneHHocrb: TexHr4qecKas Bospacr o6yraroqvxcfl: 1 0- 1 2 ner Cpor< peaJILI3aIIrau: 1 roA Anrop-cocraBrrreJrb: flyxoea Ilulaa C epi'eenua, neAaror AorroJrHlrreJrbHoro o6pa:onanzr r. Cepon 2024 rot СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка………………………………………………3 2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………….....6 3. Содержание общеразвивающей программы 3.1.Учебно-тематический план.…………………………………………...7 3.2. Содержание учебного тематического плана………………………….9 4. Планируемые результаты………………………………………………….13 5. Комплекс организационно – педагогических условий 6. 5.1. Условия реализации программы…………………………………...15 5.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………...18 Список литературы…………………………………………………………19 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства: лепки, фотографии, декоративно-прикладного искусства, музыки, литературой, театром, а также изучают и используют компьютерные технологии. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка. На занятиях каждый ребенок может выступать в роли оператора, сценариста, режиссера мультипликатора(аниматора), художника, актера и композитора, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видео-продукта. Дети сами придумывают сюжет, создают персонажей и декорации, снимают и принимают участие в монтаже. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультстудия» МАОУ СОШ №27 г. Серова Свердловской области разработана в рамках технической направленности в соответствие с: «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.); Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 организациями, года №816 «Об утверждении осуществляющими Порядка образовательную применения деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; Нормативными и уставными документами МАОУ СОШ №27 города Серова, Свердловской области. 2 Актуальность программы. Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется актуальность данной общеобразовательной программы. Новизна программы заключается в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и другие творческие способности учащихся. Отличительная особенность программы состоит в том, что вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что создание анимации, обогащает обучающихся практическим опытом, выявляет интересы и способности каждого ребенка, показывает путь, по которому ребенок может достигнуть реализации своих способностей. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда. Адресат Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 10-12 лет. Число детей одновременно находящихся в группе составляет от 10 до 15 человек. Режим занятий: На первый год обучения по 4 часа в неделю, 136 часов в год. Объем общеразвивающей программы: 3 1 год обучения – 136 часов; Условия набора детей – по желанию. Срок освоения программы – 1 год. Уровневость общеразвивающей программы: 1-ый год обучения – стартовый уровень. Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся. Виды занятий: - устный опрос (определение, насколько учащиеся усвоили материал); - объективная оценка выполнения практических работ; - самооценка учащимися своих работ. -викторины, развивающие игры (усвоение основных понятий, терминов); - выставки детских работ; - конкурсы, фестивали. Формы подведения результатов освоения материала данной программы проводится в виде: - контрольных занятий по изученным темам; - конкурсы различных уровней; - беседа; - выставка детских работ; - открытое занятие; - в конце года готовится итоговая онлайн выставка работ (трансляция мультфильмов на школьном ТВ). 4 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание условий для развития у обучающихся творческих способностей и технических навыков средствами мультипликационной деятельности. Реализация программы направлена на решение следующих задач: Личностные: Способствовать формированию стремления обучающихся к отражению своих творческих представлений посредством анимационной деятельности. Воспитывать такие качества, как культуру зрительского восприятия, а также культуру общения и поведения в обществе. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам. Метапредметные: Способствовать формированию устойчивого интереса к анимационному творчеству. Развивать способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, умение видеть прекрасное. Способствовать формированию опыта собственной творческой деятельности, а также опыта работы в коллективной деятельности. Предметные: Познакомить обучающихся с основными видами мультипликации; Освоить техники рисованной, пластилиновой и кукольной анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы. Познакомить обучающихся с технологиями анимации, а именно с процессами разработки и изготовления героев мультфильма, декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, а также озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов. 5 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебно-тематический план Учебный программы план дополнительной «Мультстудия» общеобразовательной составлен с учетом общеразвивающей психофизиологических особенностей обучающихся, нацелен на достижение поставленных целей и задач. № 1. Название раздела, темы Количество часов «Основы мультипликации» всег теор практ о ия ика 15 4 11 Формы аттестации /контроля практическ задание 1.1 Вводное занятие: «Виды 1 мультипликации». Инструктаж по технике безопасности. 1.2 «От титров до титров». Профессии 4 в мультипликации. Составление сценария. 1.3 Итоговое занятие. «Волшебство на 10 экране». Знакомство с видеотехникой. Программы для монтажа мультипликации. 2. «Техника перекладки» 30 1 2.1 «Сказка своими руками». Подготовительный этап. Выбор сказки. Разработка плана действий. 2.2 «Стоп-кадр». Изображение фоновой составляющей мультфильма. 2.3 «Герой». Изображение героев мультфильма. 2.4 Итоговое занятие: «Закулисье». Съёмка. Озвучивание. Монтаж мультфильма. 3. «Пластилиновая анимация» 1 - 2 практическ задание 8 1 8 практическ задание 8 1 8 8 2 8 практическ задание опрос, практическ задание 3.1 «Мульт-пластилин». Подготовительный этап. Выбор сказки. Разработка плана действий. 3.2 «Декорации». Создание фоновых декораций. 3.3 «Пластилиновый герой». Создание героев и их атрибутов. 6 - (входной контроль) 1 3 практическ задание 2 8 опрос 4 26 25 2 23 1 - 1 практическ задание 6 1 5 6 1 5 практическ задание практическ задание 3.4 Итоговое занятие: «Живые пластилинки». Съёмка. Озвучивание. Монтаж мультфильма. 4. 12 - 12 опрос, практическ задание (промежуточн ая аттестация) «Кукольная анимация» 4.1 «Ожившие куклы». Подготовительный этап. Выбор сказки. Разработка плана действий. 4.2 «Мульт-игрушка». Подбор и/или изготовление кукольных персонажей. 4.3 «Кукольный домик». Создание фоновых декораций. 4.4 Итоговое занятие: «Живые куклы». Съёмка. Озвучивание. Монтаж мультфильма. 5. «Создание своего мультфильма» 5.1 «Сам себе мультипликатор». Подготовительный этап. Разработка сценария. Разработка плана действий. Выбор техники мультипликации. 5.2 «Мой герой». Подбор и/или изготовление персонажей. 5.3 «Волшебное окружение». Изготовление декораций и фоновых составляющих. 5.4 «Внимание…Мотор!». Съёмка. Озвучивание. Монтаж мультфильма. 5.5 Итоговое занятие: «Стоп! Снято!». Демонстрация и обсуждение созданных мультфильмов. Итого: 7 33 3 30 2 - 2 практичесе задание 4 - 4 практическ оезадание 4 - 4 23 3 20 практическ задание опрос, практическ задание 33 3 30 2 1 1 практичес задание 10 - 10 10 - 10 практичес задание практическ задание 10 1 9 практическ задание 1 1 - Беседа (промежуточн ая аттестация) 136 16 120 3.2. Содержание программы. Раздел 1. «Основы мультипликации». Тема 1. Вводное занятие: «Виды мультипликации». Инструктаж по технике безопасности. Теория: история создания мультфильмов, виды мультфильмов, просмотр фрагментов первого русского мультфильма «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» (1912г.), технические составляющие создания мультфильма, техника безопасности. Практика: создание простого мультфильма на бумаге. Форма контроля: входной контроль, практическое задание. Тема 2. «От титров до титров». Теория: профессии в мультипликации, значение титров в кинематографе. Практика: игра «Путаница». как основа составления необычного сценария. Форма контроля: практическое задание. Тема 3. Итоговое занятие. «Волшебство на экране». Теория: знакомство с фото- и видеоаппаратурой, компьютерные программы для монтажа видеофильма, программы монтажа видеофильмов на мобильном телефоне, установка фотоаппаратуры, пробные кадры. Форма контроля: опрос, практическое задание. Раздел 2. «Техника перекладки» Тема 2.1. «Сказка своими руками». Теория: этапы создания мультфильмов в технике перекладки. Практика: подготовительный этап - выбор сюжета/сказки, разработка сценария. Формы контроля: практическое задание. Тема 2.2. «Стоп-кадр» Теория: значение фона в создании мультипликационного фильма. Виды фонов. Покадровое изображение. Практика: создание кадров фона, приёмы изображения разными художественными материалами и приёмами, выявление интересных идей в создании фоновых изображений. Формы контроля: практическое задание. 8 Практика: съемка мультфильма, монтаж с помощью технических средств, озвучивание мультфильма, подбор звуковой составляющей (музыка, фоновые звуки и т.д.), презентация готового мультфильма. Формы контроля: опрос, практическое задание. Раздел 3. «Пластилиновая анимация». Тема 3.1. «Мульт-пластилин». Теория: особенности создания мультфильмов из пластилина, просмотр пластилинового мультфильма («Пластилиновая ворона» СССР, 1981г.), Практика: подготовительный этап - выбор сюжета/сказки, разработка сценария. Формы контроля: практическое задание. Тема 3.2. «Декорации». Теория: виды декораций, цветовое решение, объемность декораций. Практика: создание объемных декораций. Формы контроля: практическое задание. Тема 3.3. «Пластилиновый герой». Теория: особенности создания персонажей из пластилина. Практика: создание пластилиновых героев. Формы контроля: практическое задание. Тема 3.4. Итоговое занятие: «Живые пластилинки». Теория: особенности съёмки пластилиновых мультфильмов. Практика: съёмка мультфильма, озвучка, монтаж, презентация готового мультфильма. Формы контроля: опрос, практическое задание. Раздел 4. «Кукольная анимация» Тема 4.1. «Ожившие куклы». Теория: особенности создания кукольных мультфильмов. Просмотр кукольного мультфильма (Крокодил Гена СССР, 1978г.) Практика: подготовительный этап - выбор сюжета/сказки, разработка сценария. Формы контроля: практическое задание. Тема 4.2. «Мульт-игрушка». 9 Теория: поиск кукольных/мягких игрушек и/или создание собственных кукольных персонажей из бумаги. Поиск реквизита для кукол. Практика: создание кукольных персонажей и реквизита для них. Формы контроля: практическое задание. Тема 4.3. «Кукольный домик». Теория: просмотр аналоговых изображений фоновой составляющей мультфильмов. Практика: создание декораций и фонов для мультфильма. Формы контроля: практическое задание. Тема 4.4. Итоговое занятие: «Живые куклы». Теория: особенности съемки кукольного мультфильма. Практика: съёмка мультфильма, озвучка, монтаж, презентация готового мультфильма. Формы контроля: опрос, практическое задание. Раздел 5. «Создание своего мультфильма». Тема 5.1. «Сам себе мультипликатор». Теория: подготовительный этап, выбор техники мультипликации. Индивидуальная и/или групповая работа. Практика: разработка сценария, разработка плана действий. Формы контроля: практическое задание. Тема 5.2. «Мой герой». Теория: подбор персонажей для мультфильма. Практика: поиск и/или изготовление собственных персонажей. Формы контроля: практическое задание. Тема 5.3. «Волшебное окружение». Теория: просмотр аналоговых декораций и фонов. Практика: поиск материалов для декораций и их изготовление. Формы контроля: практическое задание. Тема 5.4. «Внимание…Мотор!». Теория: особенности съемки выбранного мультфильма. Практика: съёмка мультфильма, озвучка, монтаж. 10 Формы контроля: практическое задание. Тема 5.5. Итоговое занятие: «Стоп! Снято!». Теория: демонстрация и обсуждение снятых мультфильмов. Формы контроля: итоговый контроль. 11 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные УУД: -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своего действия. Личностными результатами является формирование следующих умений: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Предметные результаты: обучающийся будет знать: общие сведения об истории анимации, виды анимации, профессии в анимации; 12 - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с техническим и художественным оборудованием; - знать, что компьютер, смартфон и фотоаппарат предназначены не только для развлечений (человек-потребитель), а также для самореализации (человек-создатель); - знать профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг, раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т.д.). - основные техники и технологии создания мультфильма. Обучающийся будет уметь: - самостоятельно составлять план действий при работе над мультипликационным фильмом от сценария до выпуска готового продукта (мультфильма); - изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.; изготавливать фоновые составляющие и декорации для мультфильмов; - самостоятельно проводить покадровые съемки, используя фотоаппарат или смартфон; - использовать компьютерные программы и программы на смартфоне для монтажа и озвучивания мультфильма. В работе с детьми эта функция решается с помощью педагога. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтажа мультфильма. 13 5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 5.1.Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение программы: № Наименование оборудования Количество единиц Материалы и инструменты 1. Бумага для рисования 100 листов 2. Живописные краски (акварель, гуашь), пастель, кисти, 10 палитры, баночки для воды; Графические: карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ластики, точилки. 3. Кисточки 10 4. Фломастеры 10 5. Клей ПВА по необходимости 6. Ножницы по необходимости 7. Линейки по необходимости Мебель 1. Стол ученический 10 2. Стул ученический 10 3. Шкаф для пособий 1 4. Осветительная лампа для видеосъемки 1 5. Штатив 1 Дидактические материалы 1. Диагностические пособия 10 2. Наглядное оформление, дидактические материалы 10 Технические материалы 1. Аппаратура для фотосъемки (фотоаппарат или смартфон, 1 штатив, осветительный прибор) 2. Компьютер или ноутбук 1 3. Аппаратура для звукозаписи (диктофон или смартфон с 1 функцией диктофона) Информационное обеспечение программы: Для данной программы используются следующие информационные интернет- ресурсы: - Видеохостинги YouTube, RuTube (каналы: Азбука Рисования, Умные пластилинки, ANIMATIONSCHOOL); 14 - Фотохостинг: Pinterest; - Презентация «Анимация» (автор: Сапогова А.А.) Кадровое обеспечение – педагог, руководитель объединения, реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами: - владеет навыками и приёмами организации творческих занятий; - знает физиологию и психологию детского возраста; - умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; - умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников; - умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников. Методическое обеспечение программы. Для обеспечения успешного освоения материала и развития необходимых умений и навыков используются следующие методы обучения: По способу формирования знаний, умений, навыков: Репродуктивные: - словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ, комментарий); - наглядные (иллюстрация, демонстрация, видеоматериалы, работа по образцу); - практические (работа с понятиями и практическая работа) Продуктивные: - проблемное изложение; - частично-поисковый. По видам и способам контроля за эффективностью обучения: - предварительный; - текущий; - итоговый. Формы организации образовательного процесса: - групповая; - индивидуальная; - работа в малых группах. Формы организации учебного занятия: - беседы; - мастер-класс; 15 - презентация; - практическое занятие; - творческая мастерская. Программа предусматривает такие педагогические технологии, как: - технология группового обучения – взаимодействие между обучающимися, работа по сотворчеству, совместно-взаимодействующая работа; - технология коллективной творческой деятельности - активизация развития творческого потенциала обучающихся, который способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками. - технология портфолио – инструмент учета творческих достижений обучающихся (фильмотека); - здоровьесберегающая технология - организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. - Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем, большее количество времени занимает практическая часть. 16 5.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются: - журнал посещаемости; - творческая работа; - фото. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - результат творческой деятельности обучающихся (мультипликационный фильм). 17 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бишоп-Стивенс Б. Ты можешь рисовать мультики / Б. Бишоп-Стивенс, ред. Ю.С. Волченко – М.: Эксмодетство, 2018 – 64с. 2.Дрозда А.Н. Декоративная графика - Кемерово: КемГУКИ, 2015 — 84 с. с ил. 3.Запаренко В. Как рисовать мультики / В. Запаренко –СПб: Фордевинд, 2011 – 128с. 4.Иванова Ю. Мультфильмы. Секреты анимации / Ю. Иванова – М.: Настя и Никита, 2017 – 24с. 5.Сафронов М. Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма / М. Сафронов – СПб: Сеанс, 2017 – 220с. 6.Шимшилашвили А. Как научиться рисовать, простое руководство по всем техникам/ Шимшилашвили А. // под ред. Сурженко Я. – Москва, Щелково: ООО «Издательство АСТ», 2017 – 176с. с ил. 7.Эймис Л. Рисуем 50 мультяшных зверят / Л. Эймис, Б. Сингер, пер. А.Ф. Зиновьев – СПб: Попурри, 2013 – 56с. 8.Эймис Л. Рисуем 50 насекомых / Л. Эймис, Р. Бранс – СПб: Попурри, 2014 – 56с. 9.Эймис Л. Рисуем 50 собак / Л. Эймис – СПб: Попурри, 2015 – 56с. 10.Эймис Л. Рисуем 50 цветов и деревьев / Л. Эймис, П. Эймис, пер. А.Ф. Зиновьев – СПб: Попурри, 2014 – 56с. 18