Аннотация к РП по физике (базовый уровень), 10-11 классы (ФГОС СОО, ФОП СОО)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Физика» (базовый уровень)
для обучающихся 10 – 11 классов
Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов при
обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного
подхода. Программа по физике соответствует требованиям ФГОС СОО к
планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам
обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных
связей физики с естественно-научными учебными предметами. В ней
определяются основные цели изучения физики на уровне среднего общего
образования, планируемые результаты освоения курса физики: личностные,
метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Рабочая программа в соответствии с обновлённым ФГОС СОО имеет
следующую структуру:
−
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
−
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
−
тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий
для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы

лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,
физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определяет характер и развитие
разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения
космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других.
Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся, в формирование умений применять
научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.
В основу курса физики для уровня среднего общего образования
положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его
построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически
завершённым, он содержит материал из всех разделов физики, включает как
вопросы классической, так и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики
объединён вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является
формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе и
поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития
физики с развитием общества, а также с мировоззренческими,
нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс физики предполагает
знакомство с широким кругом технических и технологических приложений
изученных теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов
содержания, посвящённых экологическим проблемам современности,
которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения
проблем рационального природопользования и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего
образования являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и
принципов в современных представлениях о природе, границах
применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и
процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется за счёт
организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для базового
уровня курса физики – это использование системы фронтальных
кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в
программе по физике объединены в общий список ученических
практических работ. Выделение в указанном перечне лабораторных работ,
проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками
образовательного процесса исходя из особенностей планирования и
оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается овладение
обучающимися умениями проводить косвенные измерения, исследования

зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке
предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных
задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно
заданной физической моделью, позволяющие применять изученные законы и
закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из
разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на
объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей
жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практикоориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материальнотехническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса
физики на уровне среднего общего образования изучается в условиях
предметного кабинета физики.
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных и
практических работ является рекомендованным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
−
формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
−
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
−
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
−
формирование умений объяснять явления с использованием
физических знаний и научных доказательств;
−
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в
процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
−
приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах,
теориях,
включая
механику,
молекулярную
физику,
электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
−
формирование умений применять теоретические знания для
объяснения физических явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
−
освоение способов решения различных задач с явно заданной
физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание
физической модели, адекватной условиям задачи;

понимание физических основ и принципов действия технических
устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
−
овладение методами самостоятельного планирования и проведения
физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
−
создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности.
−

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Г. Я. Мякишев Б. Б. Буховцев Н. Н. Сотский физика. 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни.
Г. Я. Мякишев Б. Б. Буховцев Н. Н. Сотский физика. 11 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни.
Сборник задач по физике. 10-11 класс. Московкина Е.Г., Волков В.А.
Сборник задач по физике за 10‐11 класс Громцева ФГОС
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физика. 10 класс. Методическое пособие к учебнику Г.Я. Мякишева, А.З.
Синяков
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/fizika-10-klass-metodicheskoe-posobiek-uchebniku-myakisheva-sinyakova/
Физика.
11
класс.
Базовый
уровень.
Методическое
пособие
Источник:
https://rosuchebnik.ru/material/fizika-11-klass-bazovyy-urovenmetodicheskoe-posobie/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog
Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
http://catalog.iot.ru

Каталог «Школьный Яндекс» http://school.yandex.ru
Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru
Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://schoolcollection.edu.ru/collection
Естественно-научные эксперименты — Физика: Коллекция Российского
общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
Открытый колледж: Физика http://www.physics.ru
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru
Введение в нанотехнологии http://nano-edu.ulsu.ru
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии: сайт Н.Н.
Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru
Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов
«Эффективная физика» http://www.effects.ru
Газета
«Физика»
Издательского
дома
«Первое
сентября»
http://fiz.1september.ru
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт В. Елькина
http://elkin52.narod.ru
Информатика и физика: сайт учителя физики и информатики З.З. Шакурова
http://teach-shzz.narod.ru
Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я.
Филипповой http://ifilip.narod.ru
Информационные технологии на уроках физики. Интерактивная анимация
http://somit.ru
Интернет-место физика http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys
Квант:
научно-популярный
физико-математический
журнал
http://kvant.mccme.ru
Класс!ная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://classfizika.narod.ru
Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО http://physics.ioso.ru
Лауреаты нобелевской премии по физике http://n-t.ru/nl/fz
Материалы кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные
пособия, физический практикум, видео- и компьютерные демонстрации
http://genphys.phys.msu.ru
Материалы физического факультета Санкт-Петербургского государственного
университета http://www.phys.spbu.ru/library
Мир
физики:
демонстрации
физических
экспериментов
http://demo.home.nov.ru
Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе
http://edu.ioffe.ru/edu
Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана
http://www.physics-regelman.com
Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru
Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics
Проект «Вся физика» http://www.fizika.asvu.ru

Самотестирование школьников 7-11 классов и абитуриентов по физике
http://barsic.spbu.ru/www/tests
Термодинамика: электронный учебник по физике http://fn.bmstu.ru/phys/bib/INET
Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt
Физикам — преподавателям и студентам http://teachmen.csu.ru
Физика в анимациях http://physics.nad.ru
Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru
Физика в школе: сайт М.Б. Львовского http://gannalv.narod.ru/fiz
Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru
Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой http://fisika.home.nov.ru
Физика студентам и школьникам: образовательный проект А.Н. Варгина
http://www.vargin.mephi.ru
Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
Школьная физика для учителей и учеников: сайт А.Л. Саковича
http://www.alsak.ru
Ядерная физика в Интернете http://nuclphys.sinp.msu.ru
Олимпиады по физике Всероссийская олимпиада школьников по физике
http://phys.rusolymp.ru
Дистанционная олимпиада по физике - телекоммуникационный
образовательный проект http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/physics
Дистанционные
эвристические
олимпиады
по
физике
http://www.eidos.ru/olymp/physics
Открытые интернет-олимпиады по физике http://barsic.spbu.ru/olymp


Наверх