Аннотация к рабочей программе учебного курса «Рассказы по истории Отечества»
для обучающихся 5 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Рассказы по истории Отечества» составлена на
основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Рабочая программа по учебному курсу «Рассказы по истории Отечества» в соответствии с
обновлённым ФГОС ООО имеет следующую структуру:
−
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
−
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
−
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Направленность курса на личностное развитие обучающихся отвечает целевым установкам
Программы воспитания. Сформулированный в Программе воспитания современный
национальный воспитательный идеал определяет цель воспитания в общеобразовательной
организации как создание условий для личностного развития обучающегося, в процессе которого
формируется высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Воспитательный идеал основывается на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), к
которым можно отнести и историю как одну из основных форм самосознания нашего народа. В
цели предмета «История России» традиционно входит передача от поколения к поколению
нравственных ценностей единого российского народа, что способствует формированию и
воспитанию личности и гармонично сочетается с целями программы по воспитанию и
социализации обучающихся подросткового возраста на уровне основного общего образования.
Программа воспитания называет целевым приоритетом на этом уровне образования создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде
всего, ценностных отношений:
−
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
−
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
−
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
−
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
−
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
−
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
−
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
−
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
−
к
окружающим
людям
как
безусловной
и
абсолютной
ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
−
к
самим
себе
как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Содержательно курс «Рассказы по истории Отечества» соотносится с учебным предметом
«История России», предваряя его систематическое изучение в 6-9 классах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса «Рассказы по истории Отечества» – патриотическое и духовно-нравственное
воспитание обучающихся посредством приобщения их к историческому и культурному наследию
нашей страны и реализации воспитательного потенциала содержания предмета «История России»
через подбор соответствующего материала для чтения, создание проблемных ситуаций для
обсуждения на занятиях, использование интерактивных форм работы с обучающимися,
характерных для внеурочной деятельности.
Задачи:
−
усваивать знание основных норм, которые российское общество выработало на основе
своих базовых ценностей;
−
формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям;
−
приобретать соответствующий этим ценностям опыт поведения, опыт применения
сформированных знаний и отношений на практике;
−
создавать благоприятные условия для формирования ценностного отношения к Родине,
родному краю, бережного отношение к природе и человеку;
−
воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к историческому прошлому на
основе осознания значимости цивилизационного наследия России;
−
формировать желание вносить личный вклад в сохранение и преумножение культурного
наследия нашего государства, мира в целом;
−
формировать отношение к истории как одной из основных форм самосознания нашего
народа;
−
формировать гражданскую идентичность через расширение исторической грамотности,
сопереживание и осознание принадлежности к истории Отечества;
−
развивать познавательный интерес к историческим знаниям;
−
развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого;
−
развивать умение излагать свою точку зрения, творчески представлять исторические
знания.
−
осознавать значимость изучения истории Отечества для своего дальнейшего развития;
−
создавать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Рассказы по истории Отечества» рекомендуется для реализации в 5 классе –
1 час в неделю (34 ч за год) за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы. Рассказы по истории Отечества.
5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение,
2021.— 192 с. : ил.— (Цивилизационное наследие России).
О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по истории Отечества. 5 класс»
(авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник; под ред. О. Ю. Васильевой).