Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Химия»
(углубленный уровень)
для обучающихся 10 –11 классов
Рабочая программа по химии составлена на основе требований к
результатам освоения ООП СОО , представленных в ФГОС СОО , а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной
программы среднего общего образования.
Программа по химии отражает основные требования ФГОС СОО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программы среднего общего образования, требований к результатам
обучения химии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Рабочая программа в соответствии с обновлённым ФГОС СОО имеет
следующую структуру:
−
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
−
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
−
тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Химия на уровне углублённого изучения занимает важное место в
системе естественно-научного образования учащихся 10–11 классов.
Изучение предмета, реализуемое в условиях дифференцированного,
профильного обучения, призвано обеспечить общеобразовательную и
общекультурную подготовку выпускников школы, необходимую для
адаптации их к быстро меняющимся условиям жизни в социуме, а также для
продолжения обучения в организациях профессионального образования, в
которых химия является одной из приоритетных дисциплин.
В программе по химии назначение предмета «Химия» получает
подробную интерпретацию в соответствии с основополагающими
положениями ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
Свидетельством тому являются следующие выполняемые программой по
химии функции:
−
информационно-методическая, реализация которой обеспечивает
получение представления о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами предмета, изучаемого в
рамках конкретного профиля;
−
организационно-планирующая, которая предусматривает определение:
принципов структурирования и последовательности изучения учебного
материала, количественных и качественных его характеристик; подходов к
формированию содержательной основы контроля и оценки образовательных
достижений обучающихся в рамках итоговой аттестации в форме единого
государственного экзамена по химии.
Программа для углублённого изучения химии:
−
устанавливает инвариантное предметное содержание, обязательное для
изучения в рамках отдельных профилей, предусматривает распределение и
структурирование
его
по
классам,
основным
содержательным
линиям/разделам курса;
−
даёт примерное распределение учебного времени, рекомендуемого для
изучения отдельных тем;
−
предлагает примерную последовательность изучения учебного
материала с учётом логики построения курса, внутрипредметных и
межпредметных связей;
−
даёт методическую интерпретацию целей и задач изучения предмета на
углублённом уровне с учётом современных приоритетов в системе среднего
общего образования, содержательной характеристики планируемых
результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования (личностных, метапредметных, предметных), а также с учётом
основных видов учебно-познавательных действий обучающегося по
освоению содержания предмета.
По всем названным позициям в программе по химии предусмотрена
преемственность с обучением химии на уровне основного общего
образования. За пределами установленной программой по химии
обязательной (инвариантной) составляющей содержания учебного предмета
«Химия» остаётся возможность выбора его вариативной составляющей,
которая должна определяться в соответствии с направлением конкретного
профиля обучения.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о
назначении предметов базового и углублённого уровней в системе
дифференцированного обучения на уровне среднего общего образования
химия на уровне углублённого изучения направлен на реализацию
преемственности с последующим этапом получения химического
образования в рамках изучения специальных естественно-научных и
химических дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального
образования. В этой связи изучение предмета «Химия» ориентировано
преимущественно на расширение и углубление теоретической и
практической подготовки обучающихся, выбравших определённый профиль
обучения, в том числе с перспективой последующего получения химического
образования в организациях профессионального образования. Наряду с этим,
в свете требований ФГОС СОО к планируемым результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования
изучение предмета «Химия» ориентировано также на решение задач
воспитания и социального развития обучающихся, на формирование у них
общеинтеллектуальных умений, умений рационализации учебного труда и
обобщённых способов деятельности, имеющих междисциплинарный,
надпредметный характер.
Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения
являются углублённые курсы – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия». При определении подходов к отбору и структурной
организации содержания этих курсов в программе по химии за основу
приняты положения ФГОС СОО о различиях базового и углублённого
уровней изучения предмета.
Основу содержания курсов «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» составляет совокупность предметных знаний и
умений, относящихся к базовому уровню изучения предмета. Эта система
знаний получает определённое теоретическое дополнение, позволяющее
осознанно освоить существенно больший объём фактологического
материала. Так, на углублённом уровне изучения предмета обеспечена
возможность значительного увеличения объёма знаний о химических
элементах и свойствах их соединений на основе расширения и углубления
представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях
протекания реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики
и термодинамики. Изучение периодического закона и Периодической
системы
химических
элементов
базируется
на
современных
квантовомеханических представлениях о строении атома. Химическая связь
объясняется с точки зрения энергетических изменений при её образовании и
разрушении, а также с точки зрения механизмов её образования. Изучение
типов
реакций
дополняется
формированием
представлений
об
электрохимических процессах и электролизе расплавов и растворов веществ.
В курсе органической химии при рассмотрении реакционной способности
соединений уделяется особое внимание вопросам об электронных эффектах,
о взаимном влиянии атомов в молекулах и механизмах реакций.
Особое значение имеет то, что на содержание курсов химии
углублённого уровня изучения для классов определённого профиля (главным
образом на их структуру и характер дополнений к общей системе
предметных знаний) оказывают влияние смежные предметы. Так, например,
в содержании предмета для классов химико-физического профиля большое
значение будут иметь элементы учебного материала по общей химии. При
изучении предмета в данном случае акцент будет сделан на общность
методов познания, общность законов и теорий в химии и в физике: атомномолекулярная теория (молекулярная теория в физике), законы сохранения
массы и энергии, законы термодинамики, электролиза, представления о
строении веществ и другое.
В то же время в содержании предмета для классов химикобиологического профиля больший удельный вес будет иметь органическая
химия. В этом случае предоставляется возможность для более
обстоятельного рассмотрения химической организации клетки как
биологической системы, в состав которой входят, к примеру, такие
структурные компоненты, как липиды, белки, углеводы, нуклеиновые
кислоты и другие. При этом знания о составе и свойствах представителей
основных классов органических веществ служат основой для изучения
сущности процессов фотосинтеза, дыхания, пищеварения.
В плане формирования основ научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов познания и опыта практического применения научных
знаний изучение предмета «Химия» на углублённом уровне основано на
межпредметных связях с учебными предметами, входящими в состав
предметных областей «Естественно-научные предметы», «Математика и
информатика» и «Русский язык и литература».
При изучении учебного предмета «Химия» на углублённом уровне
также, как на уровне основного и среднего общего образования (на базовом
уровне), задачей первостепенной значимости является формирование основ
науки химии как области современного естествознания, практической
деятельности человека и одного из компонентов мировой культуры.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
−
формирование представлений: о материальном единстве мира,
закономерностях и познаваемости явлений природы, о месте химии в системе
естественных наук и её ведущей роли в обеспечении устойчивого развития
человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой
безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых
источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в
формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной
среде;
−
освоение системы знаний, лежащих в основе химической
составляющей естественно-научной картины мира: фундаментальных
понятий, законов и теорий химии, современных представлений о строении
вещества на разных уровнях – атомном, ионно-молекулярном,
надмолекулярном, о термодинамических и кинетических закономерностях
протекания химических реакций, о химическом равновесии, растворах и
дисперсных системах, об общих научных принципах химического
производства;
−
формирование
у
обучающихся
осознанного
понимания
востребованности системных химических знаний для объяснения ключевых
идей и проблем современной химии, для объяснения и прогнозирования
явлений, имеющих естественно-научную природу; грамотного решения
проблем, связанных с химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций
экологической безопасности последствий бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с химическим производством,
использованием и переработкой веществ;
−
углубление представлений о научных методах познания, необходимых
для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и объяснения
химических явлений, имеющих место в природе, в практической
деятельности и повседневной жизни.
В плане реализации первоочередных воспитательных и развивающих
функций целостной системы среднего общего образования при изучении
предмета «Химия» на углублённом уровне особую актуальность
приобретают такие цели и задачи, как:
−
воспитание убеждённости в познаваемости явлений природы, уважения
к процессу творчества в области теоретических и прикладных исследований
в химии, формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки;
−
развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к
самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
−
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирование у них сознательного отношения к
самообразованию и непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности, ответственного отношения
к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
−
формирование умений и навыков разумного природопользования,
развитие экологической культуры, приобретение опыта общественнополезной экологической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Химия» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Естествознание».
Учебным планом на изучение химии отводится 204 часа: по 3 часа в
неделю в 10 и 11 классах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
−
Химия, 10 класс/ Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов
А.А., Лунин В.В.; под редакцией Лунина В.В., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
−
Химия, 11 класс/ Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин
В.В.; под редакцией Лунина В.В., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://interneturok.ru/
https://foxford.ru/user/registration
https://my.1sept.ru/
https://fipi.ru/
https://resh.edu.ru/subject/29/10/
https://lesson.edu.ru/04/10
https://resh.edu.ru/subject/29/11/
https://lesson.edu.ru/04/11