МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное образование Серовский городской округ МАОУ СОШ № 27 СОГЛАСОВАНО Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Т.В. Мельчакова Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 27 И.С. Адамович Приказ № 169 от «30» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 4 класс г. Серов 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Учебный курс ОРКСЭ изучается с согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных представителей), является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цели курса: - Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни. Программа рассчитана в 4 классе - 34 часа (1 ч в неделю). Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: • формирование основ гражданской идентичности личности на основе: — осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; — восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; — уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям; — навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности: — способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие умения учиться, а именно: — принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; — формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); — развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Общие планируемые результаты В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: - развитие у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание); - развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание); - развитие позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание); - развитие понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира); - готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни); - понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание); - первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) овладение познавательными универсальными учебными действиями: - использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; - проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; - устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты; - использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; - осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного). 2) овладение умениями работать с информацией: - выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет); - анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - использовать схемы, таблицы для представления информации; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; - соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. 3) овладение регулятивными учебными действиями: - понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; - планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций; - контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности; - оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них; - устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями: - осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); - использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; - участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение); - осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику; - готовить небольшие публичные выступления; - соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств. 5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности: - понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; - распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело; - проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) становление способности к духовному саморазвитию: - осознавать, что российское общество это союз разных народов, диалог культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и религиозных традиций; - понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; - стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; - оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующие требованиям морали; 2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека: - понимать различия между светской и религиозной моралью; - осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей; - строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий развития личности; - анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения с точки зрения норм морали; - проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас, национальностей, к людям иных религиозных взглядов; 3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества: - осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России; - проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать религиозным убеждениям; - проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм общества; 4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации: - называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий России; - приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религий в жизни российского государства; - называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их назначение и содержание; называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных служб и обрядов традиционных религий; 5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно в различных жизненных ситуациях: - объяснять значения понятий «светский», «светская этика»; осуществлять поведение согласно правилам нравственности; - применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах, на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением; - анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются нормы светской и религиозной морали; 6) понимание ценности человеческой жизни: - объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»; - строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах государства, в трактовке традиционных религий России; - проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и физического насилия как к нарушению его прав и свобод; - проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама. Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Уразабайрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.. Духовные традиции многонационального народа России Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия. Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы мировых религиозных культур») Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс 4 класс, 1час в неделю. Всего 34 часа. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019 год издания. № 1 2 3 4 № п/п 1 2 3-4 Изучаемый материал Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . Блок 2. Основы религиозных культур. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России . Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала Дата Тема ( в т.ч. раздел, глава) Кол-во часов **Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Основы религиозных культур.(25ч.) **Россия - наша Родина. *2021 год - Международный год мира и доверия. (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе Туркменистана). **Культура и религия. 1 1 2 Кол-во часов 1 25 5 3 ИТОГО 34 Содержание обучения (требование ФГОС) Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. 5 6 7 8 9 10 11 12-13 14-15 16-17 18 19 20-21 22 23-24 25-26 27 **Возникновение религий. Древнейшие верования **Священные Книги религий мира: Веды, Авеста,Трипитака,Священные книга мира: Тора, Библия, Коран **Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. **Хранители предания в религиях мира. **Человек в религиозных традициях мира. **Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния *20 ноября – Всемирный день ребёнка. **Человек в религиозных традициях мира **Священные сооружения. **Искусство в религиозной культуре. ****Творческие работы учащихся **История религий в России **Религии России **Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды *21 февраля – Международный день родного языка. **Паломничества и святыни **Праздники и календари **Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Духовные традиции многонационального народа России (5ч.) **Семья, семейные ценности 1 1 1 Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 Россия – наша Родина. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Методы нравственного самосовершенствования. Праздники как одна из форм исторической памяти 1 2 2 1 Нравственные традиции предпринимательства. Культура и мораль. Методы нравственного 28-29 30-31 32 33-34 **Долг, свобода, ответственность, труд **Любовь и уважение к Отечеству *15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала ( 3ч.) ****Подготовка творческих проектов. ****Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 2 2 1 1 самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Культура и мораль. Государство и мораль гражданина Что значит быть нравственным в наше время? Нормы морали. Этика и её значение в жизни человека. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Методы нравственного самосовершенствования. *Расширение темы урока с учетом рабочей программы воспитания не вносится в журнал. ** В ознакомительном порядке (темы, изучение которых для обучающихся с ЗПР носит ознакомительный характер; сложные для усвоения темы; темы, по которым не предусмотрено оценивание обучающихся); *** Изучение с использованием опорного материала. В тематическом планировании отмечены уроки, на которых используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы разбора, картинные планы, карточки с дополнительными наводящими вопросами, опорные карточки (например, образцы решения задач), обобщающие схемы, графические модели, карточки-помощницы и др., которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала для оказания помощи обучающимся, имеющим задержку психического развития. **** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для контроля и оценки обучающихся используются контрольно-измерительные материалы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся с задержкой психического развития. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575827 Владелец Адамович Ирина Сергеевна Действителен С 26.03.2022 по 26.03.2023