МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное образование Серовский городской округ МАОУ СОШ № 27 СОГЛАСОВАНО Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Т.В. Мельчакова Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 27 И.С. Адамович Приказ № 169 от «30» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 4 класс г. Серов 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Учебный курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» изучается с согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных представителей), является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цели курса: - Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: - знакомство учащихся с основами светской этики; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Программа рассчитана в 4 классе - 34 часа в год (1 ч в неделю). Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: • формирование основ гражданской идентичности личности на основе: — осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; — восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; — уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям; — навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности: — способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие умения учиться, а именно: — принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; — формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); — развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Общие планируемые результаты В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: - развитие у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание); - развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание); - развитие позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание); - развитие понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира); - готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни); - понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание); - первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) овладение познавательными универсальными учебными действиями: - использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; - проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; - устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты; - использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; - осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного). 2) овладение умениями работать с информацией: - выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет); - анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - использовать схемы, таблицы для представления информации; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; - соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. 3) овладение регулятивными учебными действиями: - понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; - планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций; - контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности; - оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них; - устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями: - осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); - использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; - участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение); - осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику; - готовить небольшие публичные выступления; - соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств. 5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности: - понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; - распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело; - проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) становление способности к духовному саморазвитию: - осознавать, что российское общество это союз разных народов, диалог культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и религиозных традиций; - понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; - стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; - оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующие требованиям морали; 2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека: - понимать различия между светской и религиозной моралью; - осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей; - строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий развития личности; - анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения с точки зрения норм морали; - проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас, национальностей, к людям иных религиозных взглядов; 3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества: - осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России; - проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать религиозным убеждениям; - проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм общества; 4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации: - называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий России; - приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религий в жизни российского государства; - называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их назначение и содержание; называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных служб и обрядов традиционных религий; 5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно в различных жизненных ситуациях: - объяснять значения понятий «светский», «светская этика»; осуществлять поведение согласно правилам нравственности; - применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах, на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением; - анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются нормы светской и религиозной морали; 6) понимание ценности человеческой жизни: - объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»; - строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах государства, в трактовке традиционных религий России; - проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и физического насилия как к нарушению его прав и свобод; - проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется тематическими блоками (разделами). Основные содержательные линии учебного курса «Основы светской этики» - любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству; - правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная; - доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; - нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности. Основы религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс 4 класс, 1 час в неделю. Всего 34 часа. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019 год издания. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 № п/п 1 Изучаемый материал Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. Раздел 1. Этика общения Раздел 2. Этикет Раздел 3. Этика человеческих отношений Раздел 4. Этика отношений в коллективе Раздел 5. Простые и нравственные истины Раздел 6. Душа обязана трудиться Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер Раздел 8. Судьба и родина едины Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала Дата Тема ( в т.ч. раздел, глава) Кол-во часов **Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. Раздел 1. Этика общения ( 4 ч.) 1 Кол-во часов 1 4 4 4 3 4 4 4 4 2 ИТОГО 34 Содержание обучения (требование ФГОС) Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 **Добрым жить на белом свете веселей. *2021 год - Международный год мира и доверия. (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе Туркменистана). **Правила общения для всех. **От добрых дел – добрые слова и поступки. ****Каждый интересен. Раздел 2. Этикет (4 ч.) **Премудрости этикета. **Красота этикета. ***Простые школьные и домашние правила этикета. **Чистый ручеек нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч.) **В развитии добрых чувств – творение души. *20 ноября – Всемирный день ребёнка. **Природа – волшебные двери к добру и доверию. **Чувство Родины. ***Жизнь протекает среди людей. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 ч.) ***Чтобы быть коллективом. **Коллектив начинается с меня. ****Мой класс – мои друзья. Раздел 5. Простые и нравственные истины (4 ч.) **Жизнь священна. **Человек рожден для добра. 1 Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. 1 1 1 1 1 1 Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования 1 1 Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Культура и мораль. Государство и мораль гражданина 1 1 1 1 1 1 1 1 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Методы нравственного самосовершенствования. Праздники как одна из форм исторической Нравственные традиции предпринимательства. памяти. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Итого **Милосердие – закон жизни. ****Жить во благо себе и другим. Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч.) **Следовать нравственной установке. **Достойно жить среди людей. *21 февраля – Международный день родного языка. **Уметь понять и простить. **Простая этика поступков. Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.) **Общение и источники преодоления зла. **Ростки нравственного опыта поведения. **Доброте сопутствует терпение. **Действия с приставкой «со». Раздел 8. Судьба и родина едины (4 ч.) **С чего начинается Родина. **В тебе рождается патриот и гражданин. **Человек – чело века. **Слово, обращенное к себе. *15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. **Подготовка к творческим работам обучающихся. **Презентация творческих проектов обучающихся. Подведение итогов. Творческие проекты 1ч. 1 1 1 1 Что значит быть нравственным в наше время? Нормы морали. Этика и её значение в жизни человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Культура и мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Методы нравственного самосовершенствования. 1 1 34 *Расширение темы урока с учетом рабочей программы воспитания не вносится в журнал. ** В ознакомительном порядке (темы, изучение которых для обучающихся с ЗПР носит ознакомительный характер; сложные для усвоения темы; темы, по которым не предусмотрено оценивание обучающихся); *** Изучение с использованием опорного материала. В тематическом планировании отмечены уроки, на которых используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы разбора, картинные планы, карточки с дополнительными наводящими вопросами, опорные карточки (например, образцы решения задач), обобщающие схемы, графические модели, карточки-помощницы и др., которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала для оказания помощи обучающимся, имеющим задержку психического развития. **** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для контроля и оценки обучающихся используются контрольно-измерительные материалы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся с задержкой психического развития ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575827 Владелец Адамович Ирина Сергеевна Действителен С 26.03.2022 по 26.03.2023