РП по ОРКСЭ Светская этика ЗПР 7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное образование Серовский городской округ
МАОУ СОШ № 27

СОГЛАСОВАНО
Руководитель
школьного
методического
объединения
учителей начальных классов
Т.В. Мельчакова
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 27
И.С. Адамович
Приказ № 169
от «30» августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
обучающихся с ОВЗ
и адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию
помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к
продолжению образования на последующей ступени основного общего
образования.
Учебный курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» изучается с
согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных представителей),
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на
понимание их значение в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Цели курса:
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической
и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Программа рассчитана в 4 классе - 34 часа в год (1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР
конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе
образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и
отражают следующие целевые установки системы начального общего
образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину,
российский народ и историю России, осознания своей этнической и
национальной принадлежности;
— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий;
— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;
• развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческих принципов нравственности:
— способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие умения учиться, а именно:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
— формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
Программа формирования универсальных учебных действий реализуется
в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с
ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на
этапе завершения обучения в начальной школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Общие планируемые результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре,
истории и современности, становлении российской государственности,
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к
природе, историческому и культурному наследию народов России, государству,
отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая
мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской
светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской
этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и
светской этики» должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования:
- развитие у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине –
России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о
правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам
своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи,
конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных
отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических
норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета,
дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности,
толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на
причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание);
- развитие позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся
к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и народному творчеству своего и других народов
(эстетическое воспитание);
- развитие понимания важности научных знаний для жизни человека и развития
общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной
деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание
окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной
картине мира);

- готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей
образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения
к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности
физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и
спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
- понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и
людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков
самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда;
интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
- первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости
сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; экологической
культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе,
жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях
изучаемого объекта;
- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное
исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
- устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его
результатам;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации; классифицировать
несложные объекты;
- использовать знаково-символические средства для представления информации
и создания несложных моделей изучаемых объектов;
- осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами
окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
- выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые
электронные средства, справочник, Интернет);
- анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- использовать схемы, таблицы для представления информации;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;

- соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной
жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:
- понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью
которых можно получить результат; выстраивать последовательность
выбранных операций;
- контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
- оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее
эффективные из них;
- устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля –
определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной
задаче, ситуации повседневного общения;
- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать
собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
- осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое
высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
- готовить небольшие публичные выступления;
- соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных
электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и
согласовывать способы достижения общего результата;
- распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность
руководить и выполнять поручения;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой
вклад в общее дело;
- проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования:
1) становление способности к духовному саморазвитию:
- осознавать, что российское общество это союз разных народов, диалог культур,
историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и
религиозных традиций;

- понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные
усилия;
- стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять
готовность отвечать за свои поступки, изменять себя;
- оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и
нравственных норм;
выявлять
в ситуациях
нравственного выбора
модели
поведения,
соответствующие требованиям морали;
2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни
общества и человека:
- понимать различия между светской и религиозной моралью;
- осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния
религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
- строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение
нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий
развития личности;
- анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного
поведения с точки зрения норм морали;
- проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас,
национальностей, к людям иных религиозных взглядов;
3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества:
- осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из
основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России;
- проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми
разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать
религиозным убеждениям;
- проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
общества;
4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях
Российской Федерации:
- называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий
России;
- приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую
роль религий в жизни российского государства;
- называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их
назначение и содержание;
называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных
служб и обрядов традиционных религий;
5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность
поступать нравственно в различных жизненных ситуациях:

- объяснять значения понятий «светский», «светская этика»;
осуществлять поведение согласно правилам нравственности;
- применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах,
на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением;
- анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются
нормы светской и религиозной морали;
6) понимание ценности человеческой жизни:
- объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять
значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»;
- строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах
государства, в трактовке традиционных религий России;
- проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и
физического насилия как к нарушению его прав и свобод;
- проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в
культуре
Отечества.
Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых
национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется
тематическими блоками (разделами).
Основные содержательные линии учебного курса «Основы светской этики»
- любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
- правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода личная и национальная;
- доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство,
уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь,
мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и
вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике, стремление к развитию духовности.

Основы религиозных культур и светской этики
( модуль «Основы светской этики»)
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс
4 класс, 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019 год
издания.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

№
п/п
1

Изучаемый материал
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1. Этика общения
Раздел 2. Этикет
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Раздел 5. Простые и нравственные истины
Раздел 6. Душа обязана трудиться
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер
Раздел 8. Судьба и родина едины
Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала

Дата

Тема
( в т.ч. раздел, глава)

Кол-во
часов

**Введение. Этика – наука о нравственной жизни
человека.
Раздел 1. Этика общения ( 4 ч.)

1

Кол-во часов
1
4
4
4
3
4
4
4
4
2
ИТОГО 34

Содержание обучения
(требование ФГОС)

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

**Добрым жить на белом свете веселей.
*2021 год - Международный год мира и
доверия. (Резолюция, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по
инициативе Туркменистана).
**Правила общения для всех.
**От добрых дел – добрые слова и поступки.
****Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 ч.)
**Премудрости этикета.
**Красота этикета.
***Простые школьные и домашние правила
этикета.
**Чистый ручеек нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч.)
**В развитии добрых чувств – творение души.
*20 ноября – Всемирный день ребёнка.
**Природа – волшебные двери к добру и
доверию.
**Чувство Родины.
***Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 ч.)
***Чтобы быть коллективом.
**Коллектив начинается с меня.
****Мой класс – мои друзья.
Раздел 5. Простые и нравственные истины (4 ч.)
**Жизнь священна.
**Человек рожден для добра.

1

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы
нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.

1
1
1
1
1
1

Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования

1
1

Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству. Культура и мораль.
Государство и мораль гражданина

1
1
1
1
1
1
1
1

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Методы
нравственного самосовершенствования.
Праздники как одна из форм исторической
Нравственные традиции предпринимательства.

памяти.

19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
Итого

**Милосердие – закон жизни.
****Жить во благо себе и другим.
Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч.)
**Следовать нравственной установке.
**Достойно жить среди людей.
*21 февраля – Международный день родного
языка.
**Уметь понять и простить.
**Простая этика поступков.
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.)
**Общение и источники преодоления зла.
**Ростки нравственного опыта поведения.
**Доброте сопутствует терпение.
**Действия с приставкой «со».
Раздел 8. Судьба и родина едины (4 ч.)
**С чего начинается Родина.
**В тебе рождается патриот и гражданин.
**Человек – чело века.
**Слово, обращенное к себе.
*15 мая – Международный день семьи, учрежден
Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
**Подготовка к творческим работам
обучающихся.
**Презентация творческих проектов
обучающихся. Подведение итогов.
Творческие проекты 1ч.

1
1
1
1

Что значит быть нравственным в наше время? Нормы морали.
Этика и её значение в жизни человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Культура и мораль. Методы нравственного
самосовершенствования.

Россия – наша Родина.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Методы нравственного самосовершенствования.

1
1
34

*Расширение темы урока с учетом рабочей программы воспитания не вносится в журнал.

** В ознакомительном порядке (темы, изучение которых для обучающихся с ЗПР носит ознакомительный характер;
сложные для усвоения темы; темы, по которым не предусмотрено оценивание обучающихся);
*** Изучение с использованием опорного материала. В тематическом планировании отмечены уроки, на которых
используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы разбора, картинные планы, карточки с дополнительными
наводящими вопросами, опорные карточки (например, образцы решения задач), обобщающие схемы, графические
модели, карточки-помощницы и др., которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении
учебного материала для оказания помощи обучающимся, имеющим задержку психического развития.
**** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для контроля и оценки
обучающихся используются контрольно-измерительные материалы, разработанные с учетом индивидуальных
особенностей, обучающихся с задержкой психического развития

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575827

Владелец

Адамович Ирина Сергеевна

Действителен

С 26.03.2022 по 26.03.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.