1 Рабочая программа разработана с учетом модуля «Урочная деятельность», описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее: − максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; − включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; − включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; − выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; − применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; − побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; − организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Тема 1. Рождение Руси (1 час) Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка. Тема 2. Древняя Русь (9 часов) Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое побоище. Сергий Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси! Куликовская битва. Тема 3. Московское государство (6 часов) Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири. Семен Дежнев. Тема 4. Российская империя (9 часов) Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут. Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие. Тема 5. Советская Россия (6 часов) СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой. Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда взрослые были детьми. Тема 6. Современная Россия (2 часа) «Петр Великий» выходит в море. Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией. Резерв учебного времени – 1 час. Тематическое планирование учебного курса «Рассказы по истории Отечества» определением видов учебной деятельности Тематическое планирование составлено так, чтобы домашняя работа обучающихся сводилась к минимуму или вообще не требовалась. Лишь в немногих случаях есть необходимость заранее прочитать произведение, слишком объёмное для чтения на уроке. Кроме содержания занятий и количества часов, в планировании обозначены ключевые задачи (результаты деятельности) для каждого занятия. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА» Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы по истории Отечества» соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП 3 ООО), которые представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс «Рассказы по истории Отечества» 5 классе поможет в решении разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения предмета «История». Прежде всего, он поможет закрепить результаты, достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении модуля по отечественной истории как составляющей курса «Окружающий мир», а затем, постепенно усложняя содержание и формы деятельности на занятиях, вести пятиклассников к новому уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте основного общего образования. В то же время учебный курс «Рассказы по истории Отечества» как курс внеурочной деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым обычно меньше внимания уделяется на меньше внимания уроках истории. Формат курса внеурочной деятельности предусматривает создание обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов», организацию и проведение межклассных и межвозрастных мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся. В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать: − воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; − формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; − развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 4 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; − развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: − умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; − умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; − умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; − умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; − владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; − умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; − смысловое чтение; − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; − умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; − развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; Предметные результаты освоения курса: − приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией; − формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий; 5 − расширение исторических представлений о разных эпохах истории Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и народов в истории своей страны; − готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических и культурных памятников страны. − ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Планирование предполагает использование разнообразных форм организации и видов деятельности: беседа, групповая работа, практическое занятие, проектное задание, создание рисунков, составление устного рассказа, написание эссе, инсценировка, выступление с подготовленным сообщением, создание презентации, работа с интернет-ресурсами, интервьюирование, анализ репродукций картин российских художников, обсуждение кинофильмов, прослушивание аудиозаписей, знакомство с музеями России, проведение выставок, конкурсов, читательских конференций, заседаний книжного клуба. № Тема часы Формы организации Интернет ресурсы и виды деятельности Рождение 1 беседа Введение. Руси. Древняя Русь 2 Великая княгиня 1 Ольга — устроительница Руси 1 3 Отвага и гибель князя 1 Святослава 4 Крещение Руси. 1 Владимир Святой 5 6 7 8 Образование в 1 Древней Руси. Ярослав Мудрый Господин Новгород Великий 1 Нашествие Батыя 1 Ледовое побоище 1 беседа, создание словаря-аппликации, изготовление ленты времени, диалог-игра, инсценировка «Оживление исторического персонажа», работа с историческими источниками (летописными рассказами), постановка мини-сцен с опорой на исторический источник, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление «репортажа с места событий», викторина, работа с интернет6 Становление древнерусского государства. (schoolcollection.edu.ru) Становление древнерусского государства. (schoolcollection.edu.ru) 6. Правление князя Владимира (schoolcollection.edu.ru) Расцвет древнерусского государства (schoolcollection.edu.ru) Новгородская республика (schoolcollection.edu.ru) 14. Поход Батыя на Русь (schoolcollection.edu.ru) 15. Борьба русских земель с западными завоевателями 9 Сергий Радонежский 1 — игумен земли Русской 10 За свободу Руси! 1 Куликовская битва Московское государство 11 Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. 12 Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года 13 Москва строит новый Кремль 14 В Россию приходит книгопечатание 15 16 Смута. Освобождение Москвы Освоение Сибири. Семен Дежнев. Российская империя 17 Основание Петербурга 18 «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут ресурсами, комикса. создание (schoolcollection.edu.ru) 19. Собирание русских земель во второй половине XIV в. (schoolcollection.edu.ru) 19. Собирание русских земель во второй половине XIV в. (schoolcollection.edu.ru) беседа, заполнение контурных карт, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, инсценировки судебных разбирательств, работа с историческими источниками (текстами законов), составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, игра с пословицами, составление экскурсионного буклета, работа с интернет-ресурсами, организация модели музейной выставки, диспут, создание плаката «Освобождение Москвы» ко Дню народного единства, создание картыаппликации. беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным 7 23. Российское государство во второй половине XV начале XVI в. (schoolcollection.edu.ru) 23. Российское государство во второй половине XV начале XVI в. (schoolcollection.edu.ru) 25. Русская культура XV - начала XVI в. (schoolcollection.edu.ru) 7. Культура и быт в XVI в. (schoolcollection.edu.ru) 9. Смута в Российском государстве (schoolcollection.edu.ru) 3. Внешняя политика (schoolcollection.edu.ru) 3. Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг. (schoolcollection.edu.ru) 3. Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг. 19 Заводская Урала 20 Век императриц 21 Борьба за Крым 22 Отечественная война 1812 года. Бородинская битва Освобождение крестьян 23 держава 24 Строительство Транссибирской магистрали 25 Первая мировая война: героизм и милосердие Советская Россия. СССР 26 Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. 27 К чужим берегам. 28 «В буднях строек» Великих 29 Сражение Москвой. 30 Разгром гитлеровских войск под Сталинградом под сообщением, составление плана рассказа, создание схемы-аппликации города, составление «репортажа с места событий», викторина, работа с интернетресурсами, прослушивание аудиозаписей, работа с историческими источниками (текстом Манифеста 1861 г.), проведение исторического диспута «Опровержение исторических мифов об Отечественной войне 1812 года», заполнение контурных карт, виртуальная поездка по железной дороге на Дальний Восток. (schoolcollection.edu.ru) 4. Экономическое развитие страны в начале XVIII в. (schoolcollection.edu.ru) 1. Дворцовые перевороты (schoolcollection.edu.ru) 6. Внешняя политика Екатерины II (schoolcollection.edu.ru) 4. Отечественная война 1812 г. (schoolcollection.edu.ru) 17. Крестьянская реформа 1861 г. (schoolcollection.edu.ru) 28-29. Перемены в экономике и социальном строе (schoolcollection.edu.ru) 12. Россия в Первой мировой войне (schoolcollection.edu.ru) беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание плакатов, защита проекта, прослушивание аудиозаписей, составление «репортажа с места событий», создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи, создание выставки «Когда взрослые были 13-14. Падение монархии (schoolcollection.edu.ru) 18. Начало гражданской войны (schoolcollection.edu.ru) 27. Ускоренное строительство социализма. Модернизация промышленности. (schoolcollection.edu.ru) 2. Начало Великой Отечественной войны (schoolcollection.edu.ru) 3. Немецкое наступление 1942 г. Предпосылки коренного перелома (schoolcollection.edu.ru) 8 31 Первые в космосе! детьми», создание 13. Перемены в фотоколлажей. социальноэкономической системе (schoolcollection.edu.ru) Когда взрослые были детьми Современная Россия 33 «Петр Великий» выходит в море 32 34 Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией Итого 34 беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи. 9 31. Внешняя политика Российской Федерации (schoolcollection.edu.ru) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)