o6Pa:o aBToHoMH oKPYr exAeHI{e MyHuquniulbHoe Mynraqnna.rlbHoe cpeAHqq o6qeo6 llpurt ro Ha 3aceAaHI4Ia: fleAaroruqecKoro coBeTa IIIKOIIbI ( I1 .{onomzre/IbHiIfl o6uleo6pa3oBareJlbHan o6qepa3BvBaloqa;I nporpaMMa xyAo)KecrBeruofi HanpaBneHHocrl4 <BoaPacr o6Ylarorqvxcfl: 10-1-5 net CPor PeaJII'I3aI-luvr" L r o P, Asrop-cocraBI4TeJIb: Mopo:ona CsernaHa IIeoHu4oBHa rreAaror AOnonHLITerIbHoro o6p a:osaHur r. Cepoe, 2024r. СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка………………………………………………3 2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………….....5 3. Содержание общеразвивающей программы 3.1. Учебно-тематический план ………………………………..............6 3.2. Содержание учебного тематического плана…………………..….7 4. Планируемые результаты………………………………………………….12 5. Комплекс организационно – педагогических условий 6. 5.1. Условия реализации программы…………………………………...13 5.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………...15 Список литературы…………………………………………………………16 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Направленность программы «Арленико» по содержанию является художественной. Программа составлена в соответствии с нормативно-методическими основами, которые представлены в следующих документах: 1.Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) 2. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области» 3.Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 5.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» 6.Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 « Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 7.Нормативными и уставными документами МАОУ СОШ №27 города Серов. Программа дополнительного образования модифицированная (адаптированная), разработана на основе авторских программ: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальный театр» института стратегии развития образования, учебное пособие для общеобразовательных организаций, 2022 г. Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. 2 Отличительной особенностью программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать. Адресат общеразвивающей программы: возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования 10-15 лет. Число детей одновременно находящихся в группе составляет 12 до 15 человек. Режим занятий: На один год обучения по 2 часа в неделю, 68 часов в год. Объем общеразвивающей программы: Один год обучения - 68 часов. Условия набора детей – по желанию. Срок освоения программы - 1 год обучения. Уравневость общеразвивающей программы: 1-ый год обучения – стартовый уровень. Основные формы и методы обучения. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются: • театральные игры, • конкурсы, • викторины, • беседы, • экскурсии в театр и музеи, • спектакли • праздники. Методы работы: 3 Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Алгоритм работы над пьесой. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком. Премьера. 4 Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы ; итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи: знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии); поэтапное освоение детьми различных видов творчества; совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях; развитие речевой культуры; развитие эстетического вкуса; воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. 5 практика всего Темы 1.1 Вводные занятия теория № п/п 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Учебно – тематический план 1 год обучения Год Кол-во часов обучения Формы аттестации/ контроля 1 1 2 Анализ работ 1.2 Театральная игра 1 8 9 Анализ работ 1.3 Культура и техника речи 1 8 9 Анализ работ 1 6 7 1 5 6 1 30 31 1 1 2 7 61 68 1.4 Ритмопластика 1.5 Основы театральной культуры 1.6 1.7 Работа над спектаклем, показ спектакля Заключительное занятие Итого: Анализ работ/ занятия-зачеты Анализ работ Спектакли Открытые занятие 3.2. Содержание учебного тематического плана Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. ( 2 часа) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами (презентация) 2 раздел. ( 9 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи педагога. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 3 раздел. ( 7 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». 6 Задачи педагога. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 4 раздел. ( 9 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи педагога. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 5 раздел. ( 6 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи педагога. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. ( 31 час) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; 7 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностными результатами является формирование следующих умений: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Предметными результатами изучение изобразительного искусства являются формирование следующих умений: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 8 5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 5.1. Условия реализации программы: Материально-техническое оснащение театральной мастерской должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Оснащение мастерской следующее: - кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве не менее - 15 штук; - стол педагога - 1 штука; - интерактивная доска - 1 штука; - маркерная доска - 1 штука; - компьютер - 1 штука. Материально-техническое обеспечение обучающихся: - палитра; - гуашь; - кисти живописные; - клей; - ножницы; - бумага; - альбом; - пластилин; - маркеры; - нитки; - ткань; Информационное обеспечение: - аудио - видео - фото - интернет источники - наглядное пособие Кадровое обеспечение – педагог, руководитель объединения, реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами: обладает специальным художественно-педагогическим образованием; владеет навыками и приёмами организации творческих занятий; знает физиологию и психологию детского возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников; умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников. 5.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 9 - текущий контроль (на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качества выполнения работы); - промежуточный контроль (проводится после завершения изученной темы или этапа практической работы); - итоговый контроль (проводится в конце года). 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авров, Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для учащихся ст. кл. / Д. Н. Авров. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с. 2. Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании. Сб. В помощь семье и школе. М.: Польза, 1911. 3. Буссер А.М., Оссовская, М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). Учебное пособие. М.: Лань. – 2022, 136 с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк : Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3- е изд. - М. : Просвещение, 1991. 5. Кипнис М. Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Москва: АСТ, 2009. 6. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная пресса. – 2000. 7. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975. - 128 с. 8. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 230 с. 9. Никитина А.Б., Витковская Ю.Н., Белюшкина И.Б.. Театр, где играют дети. М. : Владос, 2001. – 288 с. 10 10. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 159 с. : 11