1 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации во 2–4 классе и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 2 КЛАСС Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. 3 КЛАСС Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. 3 Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 КЛАСС Читательская грамотность (занятия 1–8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9–16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18–25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: 4 – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; 5 – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: –способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; –способность проводить математические рассуждения; –способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; –способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Тема Дата Предмет изучения 1 Михаил Пришвин. Беличья память Различия научно познавательного и художественного текстов. 2 Про беличьи запасы 3 Беличьи деньги 4 Про белочку и погоду Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. Наблюдения за погодой. 5 И. Соколов- Микитов. В берлоге 6 Медвежье потомство 7 Повреждённые и фальшивые деньги 8 Лесные сладкоежки 9 Лев Толстой. Зайцы Содержание рассказа. Отличия художественного, научно познавательного и газетного стилей Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. Медонос, настоящий и искусственный мёд Содержание рассказа. Сравнение научно познавательного и художественного текстов. 7 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами https://infourok.ru/magazin-materialov/rabochij-list-po -funkcionalnoj-gramotnosti-m-prishvin-belichya-pamyat118422?utm_source=infourok&utm_medium=biblioteka&utm_ campaign=vidget-nad-title&utm_content=6743713 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2 _matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_2_pro_belichi_ zapasy/414-1-0-85000 https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-finansovoj-gramotnostisovremennye-dengi-rossii-6305376.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-funkcionalnoj-gramotnostipro-belochku-i-pogodu-2-klass-6779087.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_6_medvezhe_ potomstvo/414-1-0-85035 https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-finansovoj-gramotnostisovremennye-dengi-rossii-6305376.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy 10 Про зайчат и зайчиху 11 Банковская карта Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Банковская карта. 12 Про Зайчишку и овощи 13 Николай Сладков. Весёлая игра 14 Лисьи забавы 15 Безопасность денег на банковской карте 16 Лисьи норы 17 Обыкновенные кроты 18 Про крота 19 Про кредиты Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста Содержание рассказа Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. Правила безопасности при использовании банковских карт. Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. Содержание научнопознавательного текста. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapofunktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiya-po-funktsionalnoygramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/11/20/zanyatiyapo-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_16_lisi_nory/414-1-085213 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ chitatelskaja_gramotnost_zanjatie_17_obyknovennye_kroty/414-1-085223 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_18_pro_krota/4141-0-85238 Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ наличными. finansovaja_gramotnost_zanjatie_19_pro_kredity/414-1-0-85253 8 20 Корень - часть растения 21 Эдуард Шим. Тяжкий труд 22 Про ежа 23 Про вклады 24 Занимательные особенности яблока Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. Содержание художественного текста. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. Яблоко, свойства яблока. 25 Полевой хомяк Содержание научно познавательного текста. 26 Про полевого хомяка Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. Горох, свойства прорастания гороха. 27 Ловушки для денег 28 Про хомяка и его запасы 29 Про бобров 30 Бобры- строители Содержание текста, текстописание. Диаметр, длина окружности, решение практических задач. 9 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_20_koren_chast_ rastenija/414-1-0-85259 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ chitatelskaja_gramotnost_zanjatie_21_po_proizvedeniju_eh_ shima_tjazhkij_trud/414-1-0-85272 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_22_pro_ezha/414-1-0-85282 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ finansovaja_gramotnost_zanjatie_23_pro_vklady/414-1-0-85297 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_24_zanimatelnye_ osobennosti_jabloka/414-1-0-85302 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ chitatelskaja_gramotnost_zanjatie_25_polevoj_khomjak/414-1-085329 htpts://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_26_pro_polevogo_ khomjaka/414-1-0-85354 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ finansovaja_gramotnost_zanjatie_27_lovushki_dlja_deneg/414-1-085355 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_28_pro_zapasy_ khomjaka/414-1-0-85399 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ chitatelskaja_gramotnost_zanjatie_29_pro_bobrov/414-1-0-85558 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ matematicheskaja_gramotnost_zanjatie_30_bobry_stroiteli/414-1-085559 31 Такие разные деньги Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. Строение древесины дерева, определение возраста дерева. Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. 32 Материал для плотин 33 Позвоночные животные 34 Встреча друзей https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ finansovaja_gramotnost_zanjatie_31_takie_raznye_dengi/414-1-085568 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ estestvenno_nauchnaja_gramotnost_zanjatie_32_material_dlja_ plotin/414-1-0-85582 https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_zanjatij_po_ funkcionalnoj_gramotnosti_vo_2_klasse/457-1-0-85641 https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/fg_2_ zanjatie_33_itogovoe_vstrecha_druzej/414-1-0-85589 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Тема Дата Блок «Читательская грамотность» 1 Про дождевого червяка Предмет изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами Тип текста. Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-dozhdevogo-chervyaka-3-klass6188509.html 3 Кальций Содержание познавательного текста. 5 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuСодержание текста funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak10 научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kalcij-3-klass-6188522.html na-temu-skolko-vesit-oblako-3-klass6188526.html 7 Хлеб – всему голова Тип текста. Главная мысль текста. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuСодержание текста funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-hleb-vsemu-golova-3-klass6189255.html 9 Про мел Главная мысль Содержание текста. 11 Про мыло Содержание познавательного текста. научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-mylo-3-klass-6189261.html 13 История свечи Содержание познавательного текста. научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-istoriya-svechi-3-klass-6312615.html 15 Магнит Содержание познавательного текста. научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-magnit-3-klass-6382644.html Блок «Естественно-научная грамотность» 2 Дождевые черви 4 Полезный кальций текста. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-mel-3-klass-6189258.html Дождевые черви https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html Кальций https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-poleznyj-kalcij-3-klass-6188523.html 11 6 Про облака Облака https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-oblaka-3-klass-6188531.html 8 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-hleb-i-drozhzhi-3-klass6189257.html 10 Интересное вещество – мел Мел. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-interesnoe-veshestvo-mel-3-klass6189260.html 12 Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-chem-interesno-mylo-i-kak-onorabotaet-3-klass-6189264.html 14 Про свечи Свеча https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pro-svechi-3-klass-6312616.html 16 Волшебный магнит Магнит https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-volshebnyj-magnit-3-klass6382654.html 17 Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии. Блок «Финансовая грамотность» 18 Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuбюджета, дефицит, профицит. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-chto-takoe-byudzhet-3-klass6435583.html 12 20 Семейный бюджет Семейный расходы. 22 Откуда берутся Зарплата семье деньги? Понятие заработной платы, виды https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuзарплаты. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-otkuda-v-seme-berutsya-dengizarplata-3-klass-6498095.html 24 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсия, досрочная пенсия, https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпособия для разных категорий funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakграждан. na-temu-otkuda-v-seme-berutsya-dengipensiya-i-socialnye-posobi-6516149.html 26 Откуда в берутся Наследство, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. 28 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов 30 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Как сэкономить семейные деньги? 32 в семье деньги? вклад, бюджет, доходы Классификация расходов различным основаниям. и https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-semejnyj-byudzhet-3-klass6471890.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-otkuda-v-seme-berutsya-denginasledstvo-vklad-vyigrysh--6574683.html по https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-na-chto-tratyatsya-semejnye-dengividy-rashodov-3-klass-6612192.html Виды обязательных платежей. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-na-chto-tratyatsya-semejnye-dengiobyazatelnye-platezhi-6612398.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakЭкономия семейного бюджета. na-temu-kak-sekonomit-semejnye-dengi-3klass-6634138.html Блок «Математическая грамотность» 13 19 Расходы бюджета и доходы Сравнение доходов и расходов. https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuДефицит и профицит. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-rashody-i-dohody-byudzheta-3klass-6457403.html 21 Планируем семейный бюджет Доходы и расходы в семейном https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuбюджете. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-planiruem-semejnyj-byudzhet-3klass-6485556.html 23 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuдиаграмме. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-podschityvaem-semejnyj-byudzhet3-klass-6515567.html 25 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuминимальная пенсия, пособия. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-pensii-i-posobiya-3-klass6574680.html 27 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Налог на выигрыш, доход выигрыша в лотерею. 29 Подсчитываем расходы Обязательные и непредвиденные https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuрасходы. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-podschityvaem-rashody-3-klass6612195.html 31 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи 14 от https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-podschityvaem-rashody-3-klass6612195.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-rashody-na-obyazatelnye-platezhi-3klass-6634135.html 33 Подсчитываем сэкономленные деньги 34 Проверь себя . Экономия семейного бюджета https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-podschityvaem-sekonomlennyedengi-3-klass-6634142.html Материал, изученный во втором полугодии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Тема Дата Блок «Читательская грамотность» 1 Старинная женская одежда 2 Старинные женские головные уборы Предмет изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-starinnaya-zhenskaya-odezhda-4klass-6728867.html Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-starinnye-zhenskie-golovnye-ubory-4klass-6728871.html 15 3 Старинная одежда и уборы мужская головные 4 Жилище крестьянской семьи на Руси 5-6 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы 7 История Руси 8 Какие деньги были раньше в России посуды на Блок «Естественно-научная грамотность» 9 Томат Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-starinnaya-muzhskaya-odezhda-igolovnye-ubory-4-klass-6728874.html Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-zhilishe-krestyanskoj-semi-na-rusi-4klass-6728875.html Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-vnutrennee-ubranstvo-i-predmetyobihoda-russkoj-izby-4--6728877.html Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-istoriya-posudy-na-rusi-4-klass6728882.html Содержание научно- https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuпознавательного текста. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kakie-dengi-byli-ranshe-v-rossii-4klass-6728887.html Томат. 10 Болгарский перец Болгарский перец. 11 Картофель Картофель. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые Баклажан. 16 https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-tomat-4-klass-6728889.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-bolgarskij-perec-4-klass-6728890.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kartofel-4-klass-6728893.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-baklazhan-semejstvo-paslenovye-4klass-6728895.html 13 Лук Лук. 14 Капуста Капуста. 15 Горох Горох. 16 Грибы Грибы. 17 Творческое занятие Блок «Финансовая грамотность» 18 -19 Потребительская корзина 20 Прожиточный минимум 21 Инфляция 22 - 23 24 25 Распродажи, скидки, бонусы Благотворительность Страхование Блок «Математическая грамотность» 26 В бассейне 27-28 Делаем ремонт 29 Праздничный торт https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-luk-4-klass-6728896.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kapusta-4-klass-6728898.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-goroh-4-klass-6728899.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-griby-4-klass-6728901.html По выбору. Состав потребительской корзины. https://infourok.ru/finansovaya-gramotnostpotrebitelskaya-korzina-4-klass-6648743.html Назначение прожиточного https://infourok.ru/finansovaya-gramotnostминимума. prozhitochnyj-minimum-4-klass-6657288.html Инфляция. https://infourok.ru/prezentaciya-funkcionalnayagramotnost-4-klass-6450859.html Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. Благотворительность. Виды страхования. https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-pofunkcionalnoj-gramotnosti-po-teme-strahovanie6621262.html Расписание занятий, выгодная покупка. Смета ремонта, расчёт стоимости https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnostстроительных материалов. remont-doma-6339013.html Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». 17 30 31-32 Обустраиваем участок Поход в кино Расходы на обустройство участка, площадь и периметр Расходы на поход в кино. 33 Отправляемся путешествие в 34 Составляем словарик по финансовой грамотности Расходы на путешествие. https://infourok.ru/prezentaciya-pofunkcionalnoj-gramotnosti-na-temuputeshestvie-tryoh-druzej-6054502.html Понятия по финансовой https://infourok.ru/prezentaciya-po-temeграмотности, изученные в 3-4 finansovaya-gramotnost-3-4-klassклассах 5234827.html УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 112 с. - (Учение с увлечением) Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 96 с. - (Учение с увлечением) МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением). Функциональная грамотность.4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 18 19