Описание и ссылка на ФАОП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная адаптированная образовательная программа
начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ссылка на программу:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406486955/
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ФАОП НОО) утверждена Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ФАОП НОО) предназначена для сопровождения
деятельности образовательной организации по созданию адаптированных
основных общеобразовательных программ начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП
НОО) и отражает вариант конкретизации требований федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
ФАОП НОО имеет варианты:

ФАОП НОО для глухих обучающихся включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1);
б) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2);
в) ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.3);
г) ФАОП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 1.4);

ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.1);
б) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.2);
в) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3);


ФАОП НОО для слепых обучающихся включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.1);
б) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2);
в) ФАОП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3);
г) ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 3.4);

ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1);
б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2);
в) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3);

ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) включает два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2);

ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (далее - НОДА) включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2);
в) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3);
г) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 6.4);

ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
(далее - ЗПР) включает два варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);

ФАОП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (далее - РАС) включает четыре варианта:
а) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1);
б) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2);
в) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);
г) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 8.4).
Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся
конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает
освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. ФАОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность,

дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации
инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе
психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по
имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
начального общего образования (далее - образовательная организация),
разрабатывают АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФАОП НОО.
В соответствии с вариантами ФАОП НОО образовательная
организация разрабатывает один или несколько вариантов:

АООП НОО для глухих обучающихся;

АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

АООП НОО для слепых обучающихся;

АООП НОО для слабовидящих обучающихся;

АООП НОО для обучающихся с ТНР;

АООП НОО для обучающихся с НОДА;

АООП НОО для обучающихся с ЗПР;

АООП НОО для обучающихся с РАС.
Каждый вариант ФАОП ООО включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ФАОП НОО, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел ФАОП НОО включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП
НОО.
Содержательный
раздел
ФАОП
НОО
включает
программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов:

федеральные рабочие программы учебных предметов;

программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО);

программу коррекционной работы;

федеральную рабочую программу воспитания.
Организационный раздел ФАОП НОО определяет общие рамки
организации образовательной деятельности, а также организационные
механизмы и условия реализации программы начального общего
образования и включает:

федеральный учебный план;

федеральный календарный учебный график;


федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий
перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые
организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования
(гуманистический
характер
образования,
единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников)
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных
потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП
НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с
ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий соответствует требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской

Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до
1 марта 2027 г., и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.