Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ссылка на программу: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406486955/ Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП НОО) утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654). Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП НОО) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). ФАОП НОО имеет варианты: ФАОП НОО для глухих обучающихся включает четыре варианта: а) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1); б) ФАОП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.2); в) ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.3); г) ФАОП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 1.4); ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся включает три варианта: а) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1); б) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2); в) ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3); ФАОП НОО для слепых обучающихся включает четыре варианта: а) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.1); б) ФАОП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2); в) ФАОП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3); г) ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 3.4); ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта: а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1); б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2); в) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3); ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) включает два варианта: а) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1); б) ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2); ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) включает четыре варианта: а) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1); б) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.2); в) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3); г) ФАОП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 6.4); ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) включает два варианта: а) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1); б) ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2); ФАОП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) включает четыре варианта: а) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1); б) ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2); в) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3); г) ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4). Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего образования (далее - образовательная организация), разрабатывают АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО. В соответствии с вариантами ФАОП НОО образовательная организация разрабатывает один или несколько вариантов: АООП НОО для глухих обучающихся; АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся; АООП НОО для слепых обучающихся; АООП НОО для слабовидящих обучающихся; АООП НОО для обучающихся с ТНР; АООП НОО для обучающихся с НОДА; АООП НОО для обучающихся с ЗПР; АООП НОО для обучающихся с РАС. Каждый вариант ФАОП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел ФАОП НОО включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО. Содержательный раздел ФАОП НОО включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО); программу коррекционной работы; федеральную рабочую программу воспитания. Организационный раздел ФАОП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает: федеральный учебный план; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения. В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы: а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников) б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса; г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей; д) онтогенетический принцип; е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ; ж) принцип целостности содержания образования; з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; к) принцип сотрудничества с семьей; л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствует требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г., и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г.