1 Рабочая программа разработана с учетом модуля «Урочная деятельность», описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы. 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-й год обучения Свойства, признаки и составные части предметов Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Действия предметов Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Элементы логики Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Сравнение Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Комбинаторика Хаотичный и систематический перебор вариантов. Развитие творческого воображения Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса, в первом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметных результатов: Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими обучающимся давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 3 Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметными результатами являются формирование следующих умений: сравнивать предметы по заданному свойству; устанавливать общие признаки; определять целое и часть; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; наделять предметы новыми свойствами; находить истинные и ложные высказывания; переносить свойства с одних предметов на другие. волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Понятие слово. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Свойства, признаки и составные части предметов Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. Сравнение Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Элементы логики Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Развитие речи 4 Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение. Развитие аналитических способностей Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений: применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения; 5 распознавать виды текстов; редактировать тексты; работать со словарями; писать творческие изложения с языковым разбором; выделять фразеологизмы СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Свойства, признаки и составные части предметов Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. Сравнение Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Комбинаторика Перестановки. Размещения. Сочетания. Действия предметов Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. Элементы логики Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Развитие творческого воображения Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». Практический материал Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: 6 формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Сравнение Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. Комбинаторика Решение задач с помощью таблиц и графов. Элементы логики Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. Развитие творческого воображения 7 Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. Практический материал Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметных результатов: Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинноследственные связи. Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; 8 находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Модель занятия 1-й год обучения Материал одного занятия рассчитан на 35 минут. Рекомендуемая модель занятия: 1. «Мозговая гимнастика» (1-2 мин.) Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. 2. Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. 3. Тренировка и развитие психологических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 мин.) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. 4. Весёлая перемена (3-5 минут) Развивает двигательную сферу ребенка, способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. Построение предметных картинок, штриховка (15 минут) На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и 9 форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь Модель занятия 2-й год обучения Материал одного занятия рассчитан на 40 минут. Рекомендуемая модель занятия: 1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). 2. Разминка (3-5 минут). Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут). Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. 4. Весёлая переменка (3-5 минут). 5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут). Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики, большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словеснологическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. 6. Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит 10 хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. 7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут). В целях развития логического мышления обучающихся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка. Модель занятия 3-й год обучения Курс в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления обучающихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. Материал одного занятия рассчитан на 40 минут. Рекомендуемая модель занятия: 1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты). 2. Разминка (3-5 минут). 11 3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). 4. Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). 5. Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка. 6. Весёлая переменка (2-3 минуты). 7. Решение нестандартных задач (10-15 минут). Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Модель занятия 4-й год обучения Курс «Математика и логика» в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как обучающиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логическипоисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения, которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа 12 группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей. Материал одного занятия рассчитан на 40 минут. Рекомендуемая модель занятия в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе. Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 34. 13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты • Целостное восприятие окружающего мира. • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления 14 аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 – ой год обучения № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант 2 Развитие концентрации внимания Тренировка памяти Графический диктант 3 Тренировка внимания. Развитие мышления. Викторина по окружающему миру. 4 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Викторина. 5 Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический рисунок по образцу. 6 Совершенствование воображения. Развитие мышления. Викторина. 7 Развитие логического мышления. Совершенствование воображения. Графический диктант. 8 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Викторина. 9 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 10 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. *310 лет сл дня рождения М.В. Ломоносова (19 ноября) 11 Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 12 Развитие концентрации внимания. 16 Количество часов Всего Теория Практика 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Разгадывание ребусов. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Игра «Лабиринт». Развитие логического мышления. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие логического мышления. Совершенствование воображения. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Лабиринт». Совершенствование мыслительных операций. Задание «Найди отличия». Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Развитие мыслительных операций. Графический рисунок по образцу. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Викторина. Развитие логического мышления. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический рисунок по образцу. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Викторина Совершенствование воображения. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 17 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 28 29 30 31 32 33 Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Игра «Лабиринт» Развитие концентрации внимания. Тренировка памяти. Развитие концентрации внимания. Графический диктант Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. *350 лет со дня рождения Петра 1 Алексеевича (июнь) Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Всего 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 33 4,2 28,8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 – ой год обучения № Название раздела, темы п/п 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 18 Количество часов Всего Теория Практика 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 19 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей 20 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 28 29 30 31 32 33 34 Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Всего 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 34 5,4 28,6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 – ой год обучения № Название раздела, темы п/п 1 2 3 4 5 Количество часов Всего Теория Практ ика Выявление уровня развития внимания, 1 0 1 восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. 1 0,2 0,8 Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование 1 0,2 0,8 мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. 1 0,2 0,8 Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка зрительной памяти. 1 0,2 0,8 Совершенствование мыслительных операций. 21 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. 22 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать 23 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 32 33 34 Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Всего 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 34 5,6 28,4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 – ой год обучения № Название раздела, темы п/п 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 24 Количество часов Всего Теория Практика 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. 25 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей 26 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 1 0,2 0,8 1 0 1 33 34 Тренировка зрительной памяти. 1 Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Проверка развития памяти, внимания, 1 мышления, логики. Всего 34 27 0,2 0,8 0,2 0,8 3,2 30,8