МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное образование Серовский городской округ МАОУ СОШ № 27 СОГЛАСОВАНО Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Т.В. Мельчакова Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 27 И.С. Адамович Приказ № 169 от «30» августа 2023 г. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 4 класс г. Серов 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Учебный курс ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» изучается с согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных представителей), является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цели курса: - Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: - знакомство учащихся с основами православной культуры; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Программа рассчитана в 4 классе - 34 часа (1 ч в неделю). Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: • формирование основ гражданской идентичности личности на основе: — осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; — восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; — уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям; — навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности: — способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; — ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие умения учиться, а именно: — принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; — формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); — развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Программа формирования универсальных учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Общие планируемые результаты В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); – ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России; – на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: - развитие у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание); - развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание); - развитие позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание); - развитие понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира); - готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни); - понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание); - первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) овладение познавательными универсальными учебными действиями: - использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; - проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; - устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; - объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты; - использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; - осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного). 2) овладение умениями работать с информацией: - выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет); - анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - использовать схемы, таблицы для представления информации; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; - соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. 3) овладение регулятивными учебными действиями: - понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности; - планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций; - контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности; - оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них; - устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями: - осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); - использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; - участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение); - осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику; - готовить небольшие публичные выступления; - соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств. 5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности: - понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; - распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело; - проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) становление способности к духовному саморазвитию: - осознавать, что российское общество это союз разных народов, диалог культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных культурных и религиозных традиций; - понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; - стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; - оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения, соответствующие требованиям морали; 2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека: - понимать различия между светской и религиозной моралью; - осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей; - строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как условий развития личности; - анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и негативного поведения с точки зрения норм морали; - проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас, национальностей, к людям иных религиозных взглядов; 3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества: - осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России; - проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать религиозным убеждениям; - проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм общества; 4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации: - называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий России; - приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую роль религий в жизни российского государства; - называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их назначение и содержание; называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных служб и обрядов традиционных религий; 5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно в различных жизненных ситуациях: - объяснять значения понятий «светский», «светская этика»; осуществлять поведение согласно правилам нравственности; - применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах, на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением; - анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются нормы светской и религиозной морали; 6) понимание ценности человеческой жизни: - объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»; объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»; - строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах государства, в трактовке традиционных религий России; - проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и физического насилия как к нарушению его прав и свобод; - проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать. Содержание учебного предмета, курса Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры» любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству, особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России; священные страницы истории Отечества, дни Победы в Российском историческом календаре, память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре; всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности. Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс 4 класс, 1часа в неделю. Всего 34 часа. Кураева А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2018 год издания № п/п Дата Тема ( в т.ч. раздел, глава) Кол-во часов Содержание обучения (требование ФГОС) 1 **Россия – наша Родина. 1 Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Методы нравственного самосовершенствования. 2 1 Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. 3 4 **Культура и религия. *2021 год - Международный год мира и доверия. (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе Туркменистана). **Человек и Бог в православии. **Православная молитва 1 1 5 6 **Библия и Евангелие. **Проповедь Христа. 1 1 Во что верят православные христиане. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. 7 8 **Христос и Его крест. ***Пасха. 1 1 9 **Православное учение о человеке. **Совесть и раскаяние. *20 ноября – Всемирный день ребёнка. ***Заповеди. ***Милосердие и сострадание. ***Золотое правило этики. 1 14 -15 **Храм. 2 16 **Икона. 1 ****Творческие работы учащихся. **Как христианство пришло на Русь. **Подвиг. **Заповеди блаженств. ****Зачем творить добро? *21 февраля – Международный день родного языка. **Чудо в жизни христианина. 2 10 11 12 13 17- 18 19 20 21 22 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Во что верят православные христиане. Любовь к ближнему. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Золотое правило нравственности. Методы нравственного самосовершенствования. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православие в России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Долг и ответственность. Методы нравственного самосовершенствования. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание. Методы нравственного самосовершенствования. Во что верят православные христиане. 24 25 **Православие о Божием суде. **Таинство причастия. 1 1 26 **Монастырь. 1 27 **Отношение христианина к природе. **Христианская семья. ***Защита Отечества. **Христианин в труде. **Любовь и уважение к Отечеству. *15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. ****Творческие работы учащихся. 1 Творческие работы - 4 34 28 29 - 30 31 32 33 – 34 Итого 1 2 1 1 Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Любовь и уважение к Отечеству. Отношение к труду. Долг и ответственность. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Долг и ответственность. Отношение к труду. Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Методы нравственного самосовершенствования. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 2 *Расширение темы урока с учетом рабочей программы воспитания не вносится в журнал. ** В ознакомительном порядке (темы, изучение которых для обучающихся с ЗПР носит ознакомительный характер; сложные для усвоения темы; темы, по которым не предусмотрено оценивание обучающихся); *** Изучение с использованием опорного материала. В тематическом планировании отмечены уроки, на которых используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы разбора, картинные планы, карточки с дополнительными наводящими вопросами, опорные карточки (например, образцы решения задач), обобщающие схемы, графические модели, карточки-помощницы и др., которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала для оказания помощи обучающимся, имеющим задержку психического развития. **** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для контроля и оценки обучающихся используются контрольно-измерительные материалы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся с задержкой психического развития ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575827 Владелец Адамович Ирина Сергеевна Действителен С 26.03.2022 по 26.03.2023