РП по ОРКСЭ православная культура ЗПР 7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное образование Серовский городской округ
МАОУ СОШ № 27

СОГЛАСОВАНО
Руководитель
школьного
методического
объединения
учителей начальных классов
Т.В. Мельчакова
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 27
И.С. Адамович
Приказ № 169
от «30» августа 2023 г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
4 класс

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
составлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию
помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к
продолжению образования на последующей ступени основного общего
образования.
Учебный курс ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» изучается
с согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных
представителей), является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним.
Цели курса:
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической
и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.
Программа рассчитана в 4 классе - 34 часа (1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры начального общего образования обучающихся с ЗПР
конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе
образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения АООП НОО,
и отражают следующие целевые установки системы начального общего
образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину,
российский народ и историю России, осознания своей этнической и
национальной принадлежности;
— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий;
— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра;
• развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческих принципов нравственности:
— способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
— ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так
и
поступков
окружающих
людей,
развития
этических
чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие умения учиться, а именно:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
— формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в процессе освоения всех без исключения учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с
ЗПР на ступени начального общего образования должна быть определена на
этапе завершения обучения в начальной школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Общие планируемые результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными
на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре,
истории и современности, становлении российской государственности,
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль,
священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной
культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры
и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных
аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и
светской этики» должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования:
- развитие у обучающихся уважения и ценностного отношения к своей Родине
– России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о
правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам
своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи,
конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных
отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических
норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета,
дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности,
толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на
причинение физического, и морального вреда другим людям (духовнонравственное воспитание);
- развитие позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся
к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах

нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и народному творчеству своего и других народов
(эстетическое воспитание);
- развитие понимания важности научных знаний для жизни человека и развития
общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной
деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное
познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о
научной картине мира);
- готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей
образовательной, социальной и информационной средах, бережного,
отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания
важности физического развития, здорового питания, занятий физической
культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового
образа жизни);
- понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и
людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков
самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда;
интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
- первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости
сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; экологической
культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе,
жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
- использовать наблюдения для получения информации об особенностях
изучаемого объекта;
- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное
исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
- устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его
результатам;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации; классифицировать
несложные объекты;
- использовать знаково-символические средства для представления
информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

- осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами
окружающего мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:
- выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые
электронные средства, справочник, Интернет);
- анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- использовать схемы, таблицы для представления информации;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
- соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной
жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:
- понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
- планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с
помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность
выбранных операций;
- контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
- оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее
эффективные из них;
- устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
- осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля –
определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
- использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной
задаче, ситуации повседневного общения;
- участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать
собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
- осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое
высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
- готовить небольшие публичные выступления;
- соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных
электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и
согласовывать способы достижения общего результата;

- распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность
руководить и выполнять поручения;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой
вклад в общее дело;
- проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования:
1) становление способности к духовному саморазвитию:
- осознавать, что российское общество это союз разных народов, диалог
культур, историй, религий, основанный на взаимодействии различных
культурных и религиозных традиций;
- понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные
усилия;
- стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять
готовность отвечать за свои поступки, изменять себя;
- оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и
нравственных норм;
выявлять в ситуациях нравственного выбора модели поведения,
соответствующие требованиям морали;
2) осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни
общества и человека:
- понимать различия между светской и религиозной моралью;
- осознавать ценность семьи, приводить примеры положительного влияния
религиозных традиций на отношения в семье, воспитание детей;
- строить суждения оценочного характера, раскрывающие значение
нравственности, веры как регуляторов поведения людей в обществе, как
условий развития личности;
- анализировать, сравнивать, оценивать примеры положительного и
негативного поведения с точки зрения норм морали;
- проявлять уважительное отношение, терпимость к представителям других рас,
национальностей, к людям иных религиозных взглядов;
3) понимание значения веры и религии в жизни человека и общества:
- осознавать значение религии как национальной духовной традиции и одной из
основ культуры многонациональной и многоконфессиональной России;
- проявлять готовность общаться в многоконфессиональном обществе с людьми
разного вероисповедания; признавать право каждого выбирать и следовать
религиозным убеждениям;
- проявлять уважительное отношение к людям другой веры; понимать, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
общества;

4) формирование первоначальных представлений о традиционных религиях
Российской Федерации:
- называть особенности и краткие сведения об истории традиционных религий
России;
- приводить примеры исторических событий, раскрывающих объединяющую
роль религий в жизни российского государства;
- называть священные книги традиционных религий, кратко описывать их
назначение и содержание;
называть, кратко описывать особенности культовых сооружений, религиозных
служб и обрядов традиционных религий;
5) формирование первоначальных представлений о светской этике, способность
поступать нравственно в различных жизненных ситуациях:
- объяснять значения понятий «светский», «светская этика»;
осуществлять поведение согласно правилам нравственности;
- применять в повседневной жизни правила поведения в общественных местах,
на природе; осуществлять контроль за своими действиями и поведением;
- анализировать и давать негативную оценку поведению, в котором нарушаются
нормы светской и религиозной морали;
6) понимание ценности человеческой жизни:
- объяснять значение слов «гуманизм», «милосердие», «сострадание»;
объяснять значение выражения «человеческая жизнь – высшая ценность»;
- строить суждения о ценности человеческой жизни, представленной в законах
государства, в трактовке традиционных религий России;
- проявлять негативное отношение к любым случаям оскорбления человека и
физического насилия как к нарушению его прав и свобод;
- проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.
Содержание учебного предмета, курса
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская
семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы
православной культуры»
 любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству, особая роль
православия в истории и становлении духовности и культуры России;
 священные страницы истории Отечества, дни Победы в Российском
историческом календаре, память о народном и воинском подвиге в
отечественной истории и культуре;
 всемирно известные памятники православной культуры России — храмы,
иконы, книги, монастыри;
 доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
 нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство,
уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и
помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести
и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной
культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.

Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы православной культуры»)
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс
4 класс, 1часа в неделю. Всего 34 часа.
Кураева А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. – М.: Просвещение, 2018 год
издания

№ п/п

Дата

Тема
( в т.ч. раздел, глава)

Кол-во
часов

Содержание обучения
(требование ФГОС)

1

**Россия – наша Родина.

1

Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.
Методы нравственного самосовершенствования.

2

1

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия.

3
4

**Культура и религия.
*2021 год - Международный
год
мира
и
доверия.
(Резолюция,
принятая
Генеральной Ассамблеей ООН
12 сентября 2019 года по
инициативе Туркменистана).
**Человек и Бог в православии.
**Православная молитва

1
1

5
6

**Библия и Евангелие.
**Проповедь Христа.

1
1

Во что верят православные христиане.
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.

7
8

**Христос и Его крест.
***Пасха.

1
1

9

**Православное
учение
о
человеке.
**Совесть и раскаяние.
*20 ноября – Всемирный день
ребёнка.
***Заповеди.
***Милосердие и сострадание.
***Золотое правило этики.

1

14 -15

**Храм.

2

16

**Икона.

1

****Творческие
работы
учащихся.
**Как христианство пришло на
Русь.
**Подвиг.
**Заповеди блаженств.
****Зачем творить добро?
*21 февраля – Международный
день родного языка.
**Чудо в жизни христианина.

2

10

11
12
13

17- 18
19
20
21
22

23

1

1
1
1

1
1
1
1

1

Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники.
Во что верят православные христиане. Любовь к ближнему.
Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Золотое
правило
нравственности.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь.
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Православие в России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Долг и ответственность. Методы нравственного самосовершенствования.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание. Методы нравственного
самосовершенствования.
Во что верят православные христиане.

24
25

**Православие о Божием суде.
**Таинство причастия.

1
1

26

**Монастырь.

1

27

**Отношение христианина к
природе.
**Христианская семья.
***Защита Отечества.
**Христианин в труде.
**Любовь и уважение к
Отечеству.
*15 мая – Международный день
семьи, учрежден Генеральной
Ассамблеей ООН в 1993 году.
****Творческие
работы
учащихся.

1

Творческие работы - 4

34

28
29 - 30
31
32

33 – 34

Итого

1
2
1
1

Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь.
Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь.
Любовь и уважение к Отечеству. Отношение к труду. Долг и
ответственность.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Долг и ответственность.
Отношение к труду.
Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.

2

*Расширение темы урока с учетом рабочей программы воспитания не вносится в журнал.
** В ознакомительном порядке (темы, изучение которых для обучающихся с ЗПР носит ознакомительный характер;
сложные для усвоения темы; темы, по которым не предусмотрено оценивание обучающихся);

*** Изучение с использованием опорного материала. В тематическом планировании отмечены уроки, на которых
используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы разбора, картинные планы, карточки с дополнительными
наводящими вопросами, опорные карточки (например, образцы решения задач), обобщающие схемы, графические
модели, карточки-помощницы и др., которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении
учебного материала для оказания помощи обучающимся, имеющим задержку психического развития.
**** Дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для контроля и оценки
обучающихся используются контрольно-измерительные материалы, разработанные с учетом индивидуальных
особенностей, обучающихся с задержкой психического развития

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575827

Владелец

Адамович Ирина Сергеевна

Действителен

С 26.03.2022 по 26.03.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.