МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное образование Серовский городской округ МАОУ СОШ № 27 СОГЛАСОВАНО Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Т.В. Мельчакова Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 27 И.С. Адамович Приказ № 169 от «30» августа2023 г. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Учусь решать задачи» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) 1-3 классов г. Серов 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Учусь решать задачи» на уровне начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Рабочая программа разработана с учетом модуля «Урочная деятельность», описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; 2 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы. Программа учебного курса «Учусь решать задачи» адресована обучающимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - предметных (образовательная область «Математика и информатика»); - метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных); - личностных. Программа является модифицированной, в ее основе лежит учебное пособие «Развитие математических способностей: 1-3 класс. Глаголева Ю.И. М.: Просвещение, 2023». Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Цель программы по учебному курсу «Учусь решать задачи» - создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности, построение фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Задачи программы: – пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики; – расширение и углубление знаний по предмету; – формирование приёмов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; – формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; – обучение математическому моделированию как методу решения практических задач; 3 – раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность; – воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремлённость при решении нестандартных задач; – организация работы с одарёнными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО KУPCA «УЧУСЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» Содержание курса соответствует основным темам рабочей программы по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников. Основное содержание программы представлено разделами: «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины». ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ Методологическая основа реализации программы - системнодеятельностный подход, который предполагает следующую технологию проектирования и проведения учебного занятия: будучи формой учебной деятельности, занятие должно отражать её основные этапы - постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата. Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа, технологии КСО, занятие-мастерская, исследовательская деятельность. Формы организации внеурочной деятельности игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная. Виды внеурочной деятельности консультации, эвристическая беседа, практикум, дискуссия, конструирование, исследовательская деятельность, научное общество игра олимпиада познавательные игры викторины Продуктивности проведения уроков способствует осуществление целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на учебном занятии - индивидуальной или групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии. Программа рассчитана на три года обучения, начиная с первого класса: 1 4 год - 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели); 2 год - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели); 3 год –34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 5 Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты познавательные действия: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей 6 (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. коммуникативные действия: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. регулятивные действия: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о 7 десятичном принципе записи чисел; устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу; группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.); находить разные способы решения задачи; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников; структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ Методологическая основа реализации программы — системнодеятельностный подход, который предполагает следующую технологию проектирования и проведения учебного занятия: будучи формой учебной деятельности, занятие должно отражать её основные этапы — постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата. Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа, технологии KCO (коллективный способ обучения), занятие-мастерская, исследовательская деятельность, конструирование, изготовление учебных моделей. Продуктивности проведения занятия внеурочной деятельности способствует осуществление целесообразного выбора организационнодеятельностных форм работы обучающихся на учебном занятии — индивидуальной или групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии. . 8 1 КЛАСС 1 ч в неделю. Всего 33 ч в год. Учебный курс «Учусь решать задачи» с использованием пособия « Развитие математических способностей»: 1-2 класс. Глаголева Ю.И. М.: Просвещение, 2023 год № п\п Дата Количест во часов Форма занятия Тема Характеристика деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебнометодическими материалами МОДУЛЬ «ЛОГИЧЕСКИЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ» (6Ч.) 1 Цвет, форма, размер 1 2-3 4-6 7 Ориентирование на плоскости и в пространстве Комбинаторные Задачи: перестановка 2 3 Анализировать предметы и группы Предметов. Группировать предметы по различным признакам Определять местоположение Предметов на листе бумаги и в пространстве. Устанавливать логические связи между объектами Устанавливать последовательность Расположения предметов. Понимать преимущества систематического перебора перед хаотическим перебором. Решать задачи с помощью рисунка и Схематического рисунка МОДУЛЬ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ» (18 Ч.) Нумерация чисел 1 Анализировать математические Первого десятка: запись символы чисел арабскими и Понимать правила записи чисел. римскими цифрами Устанавливать соответствие между разными способами записи чисел 9 8 Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов 1 9 Таблица: строка, Столбец таблицы 10 11 12 Решение задачи с Помощью рисунка таблицы Моделирование Условия задачи помощью схемы Числовые Выражения 13-14 Закономерность 15-17 Решение задач 1 и1 1 с 1 2 3 Анализировать текст задачи. Понимать неоднозначность условия задачи. Решать задачи, используя Систематический перебор вариантов Анализировать таблицу. Дополнять таблицу в соответствии с заданным условием Сравнивать способы решения. Выбирать способ решения, оптимальный для конкретной задачи Устанавливать логические связи Между объектами. Решать логические задачи с помощью схемы Анализировать числовые выражения, выявлять закономерности в их составлении. Прогнозировать изменение значения числового выражения при увеличении или уменьшении одного или нескольких компонентов Анализировать ряд чисел. Определять правило в составлении числового ряда, следовать правилу Анализировать условие задачи, моделировать его с помощью рисунка и схемы. Дополнять условие задачи в соответствии с вопросом. Прогнозировать изменение значения числового выражения при увеличении или уменьшении одного или нескольких компонентов 10 18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 Задачи на взвешивание Анализировать текст задачи. 1 Выявлять противоречие в условии задачи. Строить цепочки рассуждений, планировать действия при решении задачи Нумерация чисел Анализировать математические второго десятка: запись 2 символы чисел арабскими и Понимать правила записи чисел. римскими цифрами Устанавливать соответствие между разными способами записи чисел. Прогнозировать изменение числа при увеличении и уменьшении на несколько единиц Решение задач разными 2 Анализировать условие задачи. способами Дополнять условие задачи недостающими данными. Предлагать разные способы решения задачи на основании разной логики. Определять закономерности при составлении числовых выражений, составлять выражения, следуя правилу Задачи на Анализировать текст задачи. переливания 2 Моделировать условие задачи. Планировать действия для решения задачи МОДУЛЬ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» (5Ч.) Решение задач Моделировать условие задачи. Предлагать и обосновывать разные способы решения задачи. 2 Прогнозировать изменение значения числового выражения при изменении одного или нескольких компонентов. Планировать свои действия при решении математических головоломок Чтение и анализ 1 Анализировать таблицу. таблицы Соотносить данные таблицы и текст. 11 28 29 Решение задач с помощью таблицы 1 Истинные и ложные высказывания 1 Анализировать условие задачи, представленное в таблице. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления. Анализировать информацию. Определять истинные и ложные высказывания. Строить логические суждения МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ» (4Ч.) 30-31 32 Линии и точки. Взаимное расположение 2 на плоскости Группировать объекты по существенному признаку. построения с помощью линейки. Луч. Отрезок. Анализировать геометрические фигуры, определять существенные признаки. Выполнять построения на плоскости Измерять длину отрезка и чертить отрезки заданной длины, используя разные мерки 1 33 Длина отрезка 1 Выполнять 12 2 КЛАСС 1 ч в неделю. Всего 34 ч в год. Учебный курс «Учусь решать задачи» с использованием пособия « Развитие математических способностей»: 1-2 класс. Глаголева Ю.И. М.: Просвещение, 2023 год № п\п Дата Количест во часов Форма занятия Тема Характеристика деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебнометодическими материалами МОДУЛЬ «ЛОГИЧЕСКИЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ» (6Ч) 1-2 Комбинаторные задачи: перестановка размещение Логические задачи 2 и 1 3 Задачи на 2 распиливание и разрезание 4-5 Логические игры 6 1 Решать комбинаторные задачи способом систематического перебора. Анализировать условие задачи. Прогнозировать изменение ответа задачи с введением новых данных Выполнять логические операции анализ и синтез. Понимать инструкцию игры, принимать правила и следовать им в процессе игры Технологи Моделировать условие задачи и и KCO решать задачу с помощью схематического рисунка и практическим способом. Выявлять закономерности и делать выводы Технологи Понимать инструкцию игры, и KCO принимать правила и следовать им в процессе игры. Анализировать свои действия в процессе игры, определять причины успеха и неудач. 13 Анализировать закономерности таблицы, выявлять МОДУЛЬ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ» (20 Ч.) Решение задач 2 Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами 2 Технологи Определять закономерности в и KCO составлении ряда чисел. Анализировать ряд чисел, обобщать на основе выделения существенного признака. Объяснять разные способы решения задач. Предлагать разные способы вычисления суммы на основании свойств сложения Использовать разные знаки для записи чисел. Понимать условность и универсальность математических знаков (цифр). Выполнять логические операции анализ, синтез, сравнение и обобщение Измерять длину разными мерками Сравнивать длины. 7-8 9-10 11 Длина, меры длины 1 12-13 14-16 17-19 Задачи-расчёты: покупки 2 Время. Решение задач 3 Числовые выражения 3 Технологи Выполнять прикидку при и KCO планировании покупки. Моделировать условие задачи с помощью схемы для составления плана решения Технологи Называть текущее время разными и KCO Способами. Использовать для определения времени механические и электронные часы. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Строить логическое рассуждение Анализировать числовые выражения, Выполнять группировки по разным признакам. 14 20 Решение задач 21 Вариативность вычислений 22-23 Умножение и деление 24 Решение задач на взвешивание переливание 25-26 Решение задач 27 Чтение и анализ таблицы 1 1 2 и1 Выполнять сравнение, выявлять закономерности в составлении числовых выражений. Выполнять прикидку. Определять порядок действий в выражении, прогнозировать изменение результата числового выражения при использовании скобок. Анализировать и заполнять таблицу Анализировать и моделировать условие задачи. Сравнивать тексты. Предлагать разные способы решения задач, обосновывать свой способ решения. Строить логическое рассуждение, устанавливая причинно — следственные связи. Выполнять сложение и вычитание, используя разные вычислительные приёмы. Предлагать разные способы вычислений, объяснять и обосновывать свою точку зрения Понимать смысл действия умножение, использовать рациональные приёмы умножения. Решать задачи на деление. Строить логические утверждения Технологи Моделировать условие задачи. и KCO Строить логические рассуждения. Предлагать и обосновывать план решения задачи. 2 Анализировать условие задачи: определять истинные и ложные высказывания. Определять закономерности. МОДУЛЬ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» (3Ч.) 1 Анализировать таблицу. Соотносить данные таблицы и текст. 15 28-29 Решение задач с помощью таблицы 2 Анализировать условие задачи, представленное в таблице. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ» (5Ч.) 30 31-32 Ломаная. Длина ломаной 1 Многоугольники 2 33-34 Прямоугольник. Периметр прямоугольника 2 Группировать объекты по существенному признаку. построения с помощью линейки. Выполнять Анализировать геометрические фигуры, определять существенные признаки. Выполнять построения на плоскости Измерять длину отрезка и чертить отрезки заданной длины, используя разные мерки 16 3 КЛАСС 1 ч в неделю. Всего 34 ч в год. Учебный курс «Учусь решать задачи» с использованием пособия « Развитие математических способностей»: 3-4 класс. Глаголева Ю.И. М.: Просвещение, 2023 год Дата № 1 2-3 4-5 Тема Колич ество часов Форма заняти я Характеристика деятельности обучающегося Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебнометодическими материалами МОДУЛЬ «ЛОГИЧЕСКИЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ, ЗАДАЧИ НА МНОЖЕСТВА» (8 Ч.) Магический квадрат 1 Заполнять таблицу. Высказывать и проверять предположения. Определять закономерности Комбинаторные 2 Решать разные виды комбинаторных задачи Техн задач способом систематического олог перебора, составляя таблицу. ии Прогнозировать изменение ответа задачи при KCO изменении условия Логические задачи 2 Определять истинные и ложные Технологи высказывания. и KCO Строить логическое рассуждение. Устанавливать причинно- следственные связи Использовать таблицу для решения задач. 17 6-8 9 Задачи на множества Числа от 1 до 100 3 Устанавливать соответствие между условием и вопросом задачи. Анализировать схему. Моделировать условие задачи, используя схему «круги Эйлера». Классифицировать объекты. Строить логическое рассуждение. Планировать решение задачи МОДУЛЬ «АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ» (17 Ч.) 1 Группировать объекты по различным признакам. Устанавливать соответствие между различными способами записи чисел 10 Задачи на части 1 11-13 Чётные/нечётные ЧИСЛО 3 Высказывать предположения, проверять их в практической деятельности. Обосновывать свою точку зрения. Выполнять прикидку результата. Группировать объекты по различным признакам 1 Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты Определять закономерности, следовать правилу. 14 Числовые выражения. действий Порядок Технологи Моделировать условие задачи с и KCO помощью схемы. Планировать решение задачи. 18 15-16 Задачи на части 2 17 Числовые выражения 18-20 Решение задач с пропорциональными величинами 3 21 Числа от 1 до 1000 1 1 22-23 Рациональные вычисления 2 24-25 Решение задач 2 Технолог Моделировать условие задачи с помощью ии KCO схемы. Планировать решение задачи. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью. Анализировать числовые выражения. Выполнять прикидку результата числового выражения Анализировать таблицу. Определять зависимость одной величины от двух других.. Прогнозировать изменение третьего пропорционального. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью Записывать трёхзначные числа, используя разные знаки: арабские, римские, египетские цифры. Устанавливать соответствие между разными способами записи чисел Находить значения выражений, используя свойства арифметических действий. Выполнять прикидку. Предлагать и объяснять удобные способы вычислений Предлагать разные способы решения задач, выбирать из них оптимальные. Решать задачу с помощью рисунка рассуждений. Решать задачи на деление с остатком, связанные с повседневной жизнью и МОДУЛЬ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» ( 3 Ч.) 19 26 Таблицы 1 27-28 Задачи-расчёты Заполнять и анализировать таблицу. Выявлять закономерности. Решать задачи с помощью таблицы Технологи Соотносить текст и таблицу. и KCO Читать таблицу, определять связи между величинами. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ» (6 Ч.) Решать задачи на построения. 1 Группировать геометрические фигуры по существенному признаку 2 29 30 Треугольник Периметр многоугольника 1 31-33 Площадь прямоугольника 3 34 Зеркальное отражение фигур 1 Понимать взаимосвязь между периметром геометрической фигуры и длинами её сторон. Выполнять построения. Решать задачи геометрического содержания разными способами Вычислять площадь фигур сложной формы. Понимать взаимосвязь между периметром и площадью прямоугольника Чертить фигуры в зеркальном отражении. Выполнять практические действия для решения задачи 20