Рабочая программа разработана с учетом модуля «Урочная деятельность», описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее: − максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; − включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; − включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; − выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; − применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; − побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; − организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы. Содержание учебного предмета 7 класс Цифровая грамотность Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программархиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Теоретические основы информатики Информация и информационные процессы Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. Информационные технологии Текстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других элементов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 класс Теоретические основы информатики Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 класс Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома, автономная система управления транспортным средством и другие системы). Информационные технологии Электронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. Планируемые результаты освоения программы по информатике на уровне основного общего образования Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 8) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; понимать структуру адресов веб-ресурсов; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности; использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). Тематическое планирование 7 класс Количество часов Наименование № разделов и тем Всег Контрольны Практиче п/п ские программы о е работы работы Раздел 1. Цифровая грамотность Компьютер – универсальное 1.1 устройство 2 обработки данных Программы и 1.2 данные 4 1.3 Компьютерные сети 2 Итого по разделу 8 Раздел 2. Теоретические основы информатики Информация и 2.1 информационн 2 ые процессы Представление 2.2 информации 9 Итого по разделу 11 Раздел 3. Информационные технологии Текстовые 3.1 документы 6 1 3.2 Компьютерная графика 3.3 Мультимедийн ые презентации 3 4 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1646e Итого по разделу 13 Заключение Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 2 0 8 класс Количество часов Наименование № разделов и тем Всег Контрольны Практиче п/п ские программы о е работы работы Раздел 1. Теоретические основы информатики Системы 1.1 счисления 6 1 Элементы 1.2 математическо 6 1 й логики Итого по разделу 12 Раздел 2. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. 2.1 10 1 Алгоритмическ ие конструкции Язык 2.2 программирова 9 ния Анализ 2.3 2 алгоритмов Итого по разделу 21 Заключение Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 3 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 18516 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 18516 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 18516 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 18516 9 класс Количество часов Наименование № разделов и тем Всег Контрольны Практиче п/п ские программы о е работы работы Раздел 1. Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии 1.1 3 безопасного поведения в ней Работа в информационн 1.2 3 ом пространстве Итого по разделу 6 Раздел 2. Теоретические основы информатики Моделирование 2.1 как 1 метод 8 познания Итого по разделу 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование Разработка 3.1 алгоритмов и 6 1 программ 3.2 Управление 2 Итого по разделу 8 Раздел 4. Информационные технологии Электронные 4.1 таблицы 10 Информационн ые технологии 4.2 1 в современном обществе Итого по разделу 11 Заключение Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 1a7d0 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 0 Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Техника безопасности и правила работы на компьютере История и современные тенденции развития компьютеров Программное обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и данных Файлы и папки. Основные операции с файлами и папками Архивация данных. Использование программархиваторов Компьютерные вирусы и Количество часов Контр ольны Практич Всего е еские работ работы ы Электронные (цифровые) Дата изучения образовательн ые ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1521d2 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1523ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a152826 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a152a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a152cfe Библиотека ЦОК 9 антивирусные программы Компьютерные сети. Поиск 1 информации в сети Интернет Сервисы интернеткоммуникаций. Сетевой этикет. 1 Стратегии безопасного поведения в Интернете Информация и данные 1 10 Информационны е процессы 7 8 11 12 13 14 Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки Двоичный алфавит. Преобразование любого алфавита к двоичному Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите Единицы измерения информации и скорости передачи 1 1 1 1 1 https://m.edsoo. ru/8a152f74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a153244 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a153460 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a161966 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a161e2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a161fec Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162316 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a16249c 15 16 17 18 19 20 21 22 23 данных Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды Декодирование сообщений. Информационны й объём текста Цифровое представление непрерывных данных Кодирование цвета. Оценка информационног о объёма графических данных для растрового изображения Кодирование звука 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162848 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1629ec 1 1 1 Резервный урок «Контрольная работа по теме 1 "Представление информации"» Текстовые документы, их ввод и 1 редактирование в текстовом процессоре Форматирование текстовых 1 документов Параметры страницы. Списки и Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1625f0 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162b72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162d02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162e7e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a162fe6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 таблицы Вставка нетекстовых объектов в текстовые документы Интеллектуальн ые возможности современных систем обработки текстов Обобщение и систематизация знаний по теме «Текстовые документы». Проверочная работа Графический редактор. Растровые рисунки Операции редактирования графических объектов Векторная графика Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютерная графика» Подготовка мультимедийны х презентаций Добавление на слайд аудиовизуальны х данных, ru/8a1632d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1632d4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1635c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a163874 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1639d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a163b30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a16404e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1642c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a164472 анимации и гиперссылок Обобщение и систематизация знаний по теме «Мультимедийн 33 1 ые презентации». Проверочная работа Резервный урок. Обобщение и 34 1 систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a164652 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a164828 3 0 8 класс № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Всего Контр Практич ольны еские е работы работ ы Непозиционные и позиционные 1 системы счисления Развернутая форма записи 1 числа Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1649e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a164ba2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a164d96 Двоичная система счисления. Арифметические 1 операции в двоичной системе счисления Восьмеричная система 1 счисления Шестнадцатерич ная система 1 счисления Проверочная работа по теме 1 «Системы счисления» Логические высказывания 1 Логические операции «и», 1 «или», «не» Дата Электронные изучения цифровые образовательн ые ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a165296 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a16549e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a16564c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a1657fa Библиотека ЦОК https://m.edsoo. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Определение истинности составного высказывания Таблицы истинности Логические элементы Контрольная работа по теме «Элементы математической логики» Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма Алгоритмическа я конструкция «следование». Линейный алгоритм Алгоритмическа я конструкция «ветвление»: полная и неполная формы Алгоритмическа я конструкция «повторение» Формальное исполнение алгоритма Разработка ru/8a165b56 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a165cf0 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a165e94 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a178c38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17949e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a179606 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17998a Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a179aac Библиотека 20 21 22 23 24 25 26 несложных алгоритмов с использованием циклов для управления формальными исполнителями Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и 1 ветвлений для управления формальными исполнителями Выполнение алгоритмов 1 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмически е конструкции» Язык программирован ия. Система программирован ия Переменные. Оператор присваивания Программирован ие линейных алгоритмов Разработка программ, содержащих оператор 1 1 1 1 1 ЦОК https://m.edsoo. ru/8a179e1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a179e1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17a06a Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17a18c 1 27 28 29 30 31 32 33 34 ветвления Диалоговая 1 отладка программ Цикл с условием 1 Цикл с переменной 1 Обработка символьных данных Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирован ия» Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных Анализ алгоритмов. Определение возможных входных данных, приводящих к данному результату Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ac4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ad6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ae8e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17afa6 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17b456 класса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 9 класс № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов. Большие данные Информационна я безопасность Учет понятия об информационно й безопасности при создании комплексных информационны х объектов в виде вебстраниц Виды деятельности в сети Интернет Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в Количество часов Контр ольны Практич еские Всего е работ работы ы 1 1 Дата Электронные изучения цифровые образовательн ые ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17b578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17b690 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17b7bc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17b8e8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ba1e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17bb36 7 8 9 10 11 12 13 14 ней», «Работа в информационно м пространстве» Модели и моделирование. Классификации моделей Табличные модели Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева Математическое моделирование Этапы компьютерного моделирования Обобщение и систематизация знаний. Контрольная Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17be06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17c04a 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17c4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17c9c8 15 16 17 18 19 20 21 22 работа по теме «Моделирование как метод познания» Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательны х алгоритмов Одномерные массивы Типовые алгоритмы обработки массивов Сортировка массива Обработка потока данных Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Разработка алгоритмов и программ» Управление. Сигнал. Обратная связь Роботизированн ые системы Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17cb12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17cc3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17cd60 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d01c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d1ca 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d4d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d602 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной таблицы Редактирование и форматирование таблиц Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметическог о Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Относительная, абсолютная и смешанная адресация Условные вычисления в электронных таблицах Обработка больших наборов данных Численное моделирование в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d710 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d832 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17d990 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17db70 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17e08e 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17e2b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17e6ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17e87c Библиотека ЦОК электронных таблицах Обобщение и систематизация 32 знаний по теме «Электронные таблицы» Роль информационны х технологий в 33 развитии экономики мира, страны, региона Резервный урок. Обобщение и 34 систематизация. Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo. ru/8a17eaca 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ec3c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ed54 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/8a17ee6c 34 2 0 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)