MyHlaqunanuro e o 6p asoBaHl4e C ep oecrrail ropo4crofi oKpyr yqp exAeHile MyHzqIananbHo e aBroHoMHo e o 6rqeo 6p aaoBareJlbHo e cpeAuss o6qeo6pa:oBare/IbH:ul IuKoJIa Ne 27 . Agauoeuu 2024r. ,{ononHurerIbHafl o6rqeo6pa3oBareJlbHarl o6qePa3Bl{Baloqa-s rPorpaMMa HanpaBneHHocrt4 QuaxyntryPHo - o3AopoBllrenbHofi <Bospact o6Ylaloql4xcfl : 1-4-18 Cpox Peiullzaaquu: 1- rog ler A-Brop-cocraBI4TeJIb: Anraryuoea Izlpnna A.nercaH4poBna' fleAaror Ao[onHI4TeJIbHoro o6paloeaHl'tx r. Cepoe, 2024 Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………… 3 2. Цель и задачи общеразвивающей программы………….. 4 3. Содержание общеразвивающей программы……………. 4 4. Планируемые результаты………………………………… 8 5. Условия реализации программы………………………… 9 6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы… 9 7. Список литературы……………………………………….. 9 Пояснительная записка Направленность общеобразовательной программы «Баскетбол» является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы школьник формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Актуальность общеобразовательной программы стоит в идее развития личности через усвоение общечеловеческих ценностей на основе интереса. Занятия по данной программе решают проблемы организационного досуга и повышения социального статуса учащихся школы: ребенок, посещая кружок в свободное время, знает что он нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему учреждению образования. Общеобразовательная программа «Баскетбол» соответствует нормативным правовым актам и государственным программным документам. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных и общеобразовательных общеразвивающих программ: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503ПП«Осистемеперсонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2 Отличительной особенностью является упор на изучение новейших тактических действий и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение данного метода в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам. Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на детей 14-18 лет. Состав группы постоянный. Численность группы 15 человек. Набор детей свободный. Основа для зачисления обучающихся - их физические качества и желание овладеть профессиональным навыкам. Режим занятий: 4 часа в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа Объём общеразвивающей программы составляет 70 занятий в год. Срок освоения общеразвивающей программы 1 год. Уровневость общеразвивающей программы. «Стартовый уровень», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеобразовательной программы. Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, фронтальная. Виды занятий – теоретические занятия, практические занятия, мастеркласс, открытое занятия, соревнования. Формы подведения результатов: практическое занятие, промежуточная аттестация, тестирование, товарищеские игры, городские соревнования. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом. Задачи общеразвивающей программы: 1. обучить основам техники и тактики игры в баскетболе; 2. развить необходимые физические качества (сила, выносливость, гибкость, координация движений, быстрота реакции); 3. развивать специальные физические способности, необходимые для совершенствования игрового навыка; 3 4. обучить основам техники и тактики игры, приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований. Содержание общеразвивающей программы Учебный план (тематический) план 1 год обучения Количество часов № Название раздела, п/п темы Всего Теория Практика 1. Основы знаний 15 10 - 2. Общефизическая подготовка 10 - 10 3. Специальная подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка 14 - 14 14 - 14 14 - 14 Игровая подготовка Соревнования Контрольные испытания 40 - 40 23 10 - 23 10 ИТОГО: 140 10 130 4. 5. 6. 7. 8. Формы аттестации/ контроля Тестирование, промежуточная аттестация Учебная игра, практическое занятие Работа в группах, учебная игра Работа в группах, учебная игра Учебная игра, промежуточная аттестация Учебная игра, товарищеские игры Соревнования Учебнотренировочные игры, соревнования, тестирование Содержание программы Основы знаний - 15 часа. - состояние и развитие баскетбола в России - воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена - общая характеристика спортивной подготовки - основы техники игры и техническая подготовка - основы тактической игры и тактическая подготовка - физические качества и физическая подготовка - правила по мини- баскетболу - установка на игру и разбор результатов игры 4 Общефизическая подготовка — 10 часов. - Обще-подготовительные упражнения: - упражнения для всех групп мышц - упражнения для развития силы ловкости - упражнения для развития гибкости - упражнения для развития быстроты - упражнения для развития ловкости - упражнения для развития скоростно-силовых качеств - упражнения для развития общей выносливости - подвижные игры Специальная физическая подготовка — 14 часов. - упражнения для развития быстроты движения - упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. - упражнения для развития игровой ловкости - упражнения для развития специальной выносливости Техническая подготовка — 14 часов. - прыжок толком двух ног, одной ноги, - остановка прыжком, двумя шагами - повороты вперед, назад - ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке - ловля мяча двумя руками при встречном, поступательном движении, придвижении сбоку - ловля мяча одной рукой на месте, в движении - передачи мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, в движении, в прыжке, встречные - передача мяча одной рукой сверху, от головы, от плеча, сбоку, снизу, с места, в движении - ведение мяча с высоким, низким отскоком, со зрительным контролем, без зрительного контроля - ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, по кругам, зигзагом - броски в корзину двумя руками сверху, от груди, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, ближние, прямо пред щитом, под углом к щиту, параллельно щиту - броски в корзину одной рукой сверху, от плеча, снизу, с отскоком от щита, с места, в движении, в прыжке, прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту. Тактическая подготовка — 14 часов. - Тактика нападения: 5 -выход для получения мяча, для отвлечения мяча - розыгрыш мяча - атака корзины - нападение, пересечение - Тактика защиты: - противодействие получению мяча, выходу на свободное место, розыгрышу мяча, атаке корзины - подстраховка - система личной защиты. Игровая подготовка- 40 часов. - Дальнейшее обучение приема игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным. - Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты - Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста - Воспитание умение готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода) - Освоение терминологии, принятой в баскетболе - Овладение командным языком, умение отдать рапорт - Проведение упражнений по построению и перестроению группы- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т. д. - Составление комплекса ОРУ и умение провести разминку с группой. Соревнование — 20 часа. - Участие в первенствах школы по баскетболу - Участие в товарищеских встречах внутри города - Участие сборной команды в первенстве города по баскетболу Контрольные испытания — 9 часа - В процессе учебно-тренировочную работу систематически ведется контроль подготовленности путем: а) текущей оценки усвоения изучаемого материала; б) оценки результатов выступления команды и индивидуальных игровых показателей; в) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования. - научатся планировать и контролировать спортивную подготовку - улучшат технико-тактическую подготовку - улучшат психологическую подготовку - 6 - смогут выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту научатся в нападающих действиях «наведение» научатся перехватывать мяч при передаче его соперником смогут действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника (2х1) смогут использовать «малую восьмерку» в нападающих командных действиях научатся действовать защите при выходе двух нападающих против одного защитника (1х2) научатся действовать в защите при выходе трех нападающих против одного или двух защитников (1х3,2х3) смогут действовать нападении при выходе трех нападающих против двух защитников (3х1,3х2) Планируемые результаты Метапредметные характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом, активное использование баскетбола в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по баскетболу Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия баскетболом для удовлетворения 7 индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях баскетболом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Баскетбол развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Предметные. Овладение основными приемами техники и тактики игры, приобретение необходимых теоретических знаний. Повышение специальной, физической тактической подготовки школьников по баскетболу. Подготовка обучающихся к соревнованиям по баскетболу. Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Спортивные праздники, конкурсы, матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, соревнования школьного, районного и краевого масштабов. Список литературы 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов = [Текст] / авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2006. – 126 с. 6. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : учеб. для завершающего уровня высшего физкультурного образования. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань, 2005. – 384 с. 2.Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения». Часть 2. – М.: Просвещение, 2010. 3. Физическая культура 5-6-7 класс: учебник для образовательных учреждений /под ред. М.Я. Виленского- М:Просвещение 2012 -239с. 8