ДООП Волейбол 24-25г.

MyHuqznanrHoe o6pasoBaHrEe C eponcxzfi ropo4cxofi oKpyr
MynraqananbHoe aBroHoM'oe o6rqeo6pa:oBare"[bHoe yqpexAeHr.{e
cpeAnrrr o6uleo6pasoBarelrbHa, rrrKolra flb

llprnrro

2

7

Ha 3aceAaHr,rn:
. A4arvroeuu

llpororor NnY 1-

2024r.

Ionomrure/rbHa.s
o6qeo6pa3oBare/rbHar o6u1epa3Br.{Bitroqas nporpaMMa
Qa:rynrrypHo - o3AopoBwrelrsofi HanpaBneHHocrrz

<
Bo:pacr o6yuarorquxcfl: 15-LB ner
Cpor peaJrrcaquu: L rog

Anrop-cocraBzTetrb:
I{emarqee KoHcranran Mzxafiloezu,
neAaror AonorrHrare"lIlHoro o6pasoeannr

r. Cepoe, 2024

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………… 3
2. Цель и задачи общеразвивающей программы……………………... 6
3. Содержание общеразвивающей программы……………………….. 6
4. Планируемый результаты…………………………………………… 8
5. Условия реализации программы……………………………………. 9
6. Формы аттестации контроля и оценочный материалы……………

10

7. Список литературы…………………………………………………..

14

Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Волейбол»
физкультурно-спортивная.
Программа
направлена
на
приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол.
Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Программа (волейбол) соответствует нормативным правовым актам и
государственным программным документам. Составлена на основании
нормативно-правовых документов:

Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726р)(далее – Концепция развития дополнительного образования детей);

Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей» (далее - СанПиН);

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Актуальность программы заключается в том, что занятия позволят
учащимся восполнить недостаток общефизических навыков и овладеть
необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество
2

учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной
программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и
в особенности тактическими приёмами. Её реализация восполняет
недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том,
что в ней предусмотрено большее количество учебных часов на разучивание
и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в
ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в
волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую
подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало
внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается
использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для
перехода на следующий этап обучения, поиска информации в сети Интернет,
просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с
учетом действий своего партнера.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей
физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в
системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
•
доступностью игры для любого возраста;
•
возможностью его использования для всестороннего физического
развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и
в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида
активного отдыха при организации досуга молодёжи;
•
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового
состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
•
чувства коллективизма;
•
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
•
внимания и быстроты мышления;
•
способности управлять своими эмоциями;
•
совершенствованию основных физических качеств.
Программа предусматривает проведение занятий в форме
теоретических и практических занятий и соревновательной практики.
На теоретических занятиях учащимся сообщаются основные сведения
по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах
развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки
3

по волейболу.
На практических занятиях учащиеся овладевают техникой и тактикой
игры, методикой судейства игр.
•
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
•
формирование навыков деятельности игрока совместно с
партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
•
приобретения
навыков
организации
и
проведения
самостоятельных занятий по волейболу;
•
содействие общему физическому развитию и направленное
совершенствование физических качеств, применительно к данному виду
спорта.
Соревновательная практика проводится в целях формирования у
учащихся навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками
обучения приемам игры, овладения первоначальными навыками судейства.
Проводится контроль и проверка усвоения знаний.
Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по
следующим разделам:
1.
Общие основы волейбола.
2.
Основы техники и тактики волейбола.
3.
Методика обучения технике игры.
4.
Методика обучения основам тактики игры.
5.
Основы физической подготовки в волейболе.
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших
тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что
позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в
процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней
позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование
ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить
отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода
психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся
на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к
победам.
Адресатами дополнительной общеразвивающей программы являются
обучающиеся от 15 до 18 лет. Наполняемость группы до 20 человек.
Режим занятий:4 часа в неделю, продолжительность одного занятия
40минут.
Объем общеразвивающей программа рассчитан на 140 учебных часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Уровневость. «Стартовый уровень» предполагает использование и
4

реализацию общедоступных физических упражнений, освоение содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Виды занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы,
посещение игр, конкурсы, соревнования.
Формы подведения результатов: беседа, соревнования, спортивные
игры, сдача нормативов, мастер-класс, практические занятия.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
1.
Основам техники и тактики игры в волейбол.
2.
Развитие необходимых физических качеств (силы, выносливости,
гибкости, координации движений, быстроты реакции).
3.
Развитие специальных физических способностей, необходимых для
совершенствования игрового навыка.
4.
Обучение основам техники и тактики игры, приобретение навыка в
организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
5.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому
развитию, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Название раздела
п/п
1.
Основы знаний
2.
Освоение техники
передвижений
3.

Освоение техники
приемов и передач
мяча

4.

Освоение техники
подачи мяча и

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
3
3
Тестирование
20
20
Учебная игра,
практическое
занятие
24
24
Учебная игра,
наблюдение за
технико –
тактических
действиями
24
24
Работа в группах,
учебная игра
5

5.

6.

7.

8.

приема подач
Освоение техники
прямого
нападающего удара
и овладение
техникой
защитных
действий
Овладение
тактикой игры в
нападении
Овладение
тактикой игры в
защите
Овладение
организаторскими
способностями
ИТОГО:

20

-

20

Работа в группах,
учебная игра

20

-

20

Работа в группах,
учебная игра

20

-

20

Работа в группах,
учебная игра

7

1

6

Учебнотренировочные
игры,
соревнования,
тестирование

137

4

133

Содержание учебного (тематического) плана
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное
состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие
всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол,
баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие
силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении
технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости,
выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты
перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

6

Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу,
двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные
действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- выполняют технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и
коллективных действий;
- применяют в игре изученные тактические действия и приёмы;
- знают методику регулирования психического состояния;
- осуществляют соревновательную деятельность;
- знают правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта.
Личностные:
- могут достигать оптимального боевого состояния;
- соблюдают правила игры;
- знают значение здорового образа жизни.
Предметные:
- знают историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на
организм человека;
- знают правила игры;
- определяют терминологию игры и жесты судьи;
- могут технически правильно осуществлять двигательные действия,
применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
- умеют регулировать психическое состояние во время тренировок и
соревнований;
- умеют организовывать и судить соревнования.
Комплекс организационно- педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально – техническое обеспечение спортивного
соответствует нормам и требованиям.
Оснащение спортивного зала следующее:
1. сетка волейбольная - 1шт.;
2. стойки волейбольные - 2 шт.;
7

зала

3. гимнастическая стенка - 5 шт.;
4. гимнастические скамейки – 2 шт.;
5. гимнастические маты - 7шт.;
6. скакалки - 20 шт.;
7. мячи набивные (масса 1кг) - 2шт.;
8. мячи волейбольные - 15 шт.;
9. мячи баскетбольные - 15шт.;
10. мячи футбольные - 2шт.;
11. обручи - 20 шт.;
12. конусы - 6 шт.;
13. свисток - 1 шт.;
14. секундомер - 1 шт.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Тестовый контроль
Общефизическая и специальная физическая подготовка
№
1
2

Тест
Бег 30 м, с
Челночный бег 3x10 м, с

Мальчики
6,1-5,5
9,3 - 8,8

Девочки
6,3-5,7
9,7 - 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160-180

150-175

4
5
6

6-минутный бег, м
Наклон вперёд из положения сидя, см
Подтягивание на высокой перекладине из виса
(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине
из виса лёжа (девочки)
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)
Прыжки в высоту с разбега, см
Прыжки в высоту с места, см

1000-1100
6-8
4-5

850-1000
8-10
10-14

100-110
90-100
40-45

110-120
80-90
35-40

7
8
9

Тактико-техническая подготовка
№
1
2
3
4

Тест
Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от
сетки (кол-во удачных попыток из 10)
Жонглирование мячом над собой верхней
передачей (кол-во раз)
Жонглирование мячом над собой нижней
передачей (кол-во раз)
Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнёром через сетку
высотой 180 см (кол-во удачных попыток
из 10)
8

Мальчики
7-9

Девочки
6-8

8-10

5-7

5-7

4-6

7-9

6-8

5

Позиционное нападение без изменения позиций
По
игроков (6:0)
результатам
выполнения

По
результатам
выполнения

Вопросы для тестирования
Площадка и её разметка:

Какую форму имеет волейбольная площадка?

Какие требования предъявляются к площадке?

Как называются линии, ограничивающие площадку?

Что такое средняя линия?

Что такое линии нападения?

Для чего нужна линия нападения?

Что такое площадь нападения?

Какова ширина линий разметки?

Входит ли ширина линий в размер площадки?
Сетка:

Какой должна быть сетка и каковы её размеры?

На какой высоте укрепляется сетка?

Какова высота стоек?

Когда должна проверяться высота сетки?

Чем проверяется высота сетки?
Мяч:

Каким должен быть мяч для игры?

Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков:

Что должны знать участники соревнований?

Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во
время соревнований?

В чём заключается основное различие между предупреждением и
персональным замечанием?

Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не
получившему до этого предупреждение?

В каких случаях применяется удаление игрока?

Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего
разрешения врача о допуске к соревнованиям?
Возраст игроков:

На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков:

Каким должен быть костюм игрока?
9


Разрешается ли игрокам выступать без обуви?

Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?

Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?

В какой форме должны выступать команды?

Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?

Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по
цвету от спортивной формы другой команды?

Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время
соревнования?

В каком прядке присваиваются номера основным и запасным
игрокам каждой команды?

Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков:

Каково число игроков в команде?

Какие игроки считаются основными и какие запасными?

Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в
следующей партии?

Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не
занесённых в протокол до начала соревнований?

Существует ли обязательная расстановка игроков?

Как называются игроки каждой линии?

Что такое взаимная расстановка игроков?

Какое положение по кругу занимают игроки?

Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в
момент подачи? Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой
линии в момент выполнения подачи?

Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего
соревнования? Разрешается ли изменять взаимную расстановку?
Счёт и результат игры:

В каких случаях команда проигрывает очко?

Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной
партии?

Из скольких партий состоит соревнование?

Когда соревнование считается законченным?

Как засчитать встречу, если команда не явилась на соревнование?

10

Продолжительность игры и выбор сторон:

Какой команде предоставляется право выбирать стороны и
подачи?

Как возобновляется игра после окончания первой партии?

Как возобновляется соревнование перед решающей партией?

Чем отличается решающая партия от остальных партий?

Как должны расположиться игроки после смены сторон?
Подача и смена мест:

Что такое подача?

Как производится подача?

Когда подача считается произведённой?

Ограничивается ли время на подачу?

Что служит сигналом на право подачи?

Когда даётся свисток на подачу?

Разрешается ли игроку производить подачу с руки?

До коих пор должен подавать один и тот же игрок?

Производится ли смена мест при подаче одним и те же игроком?
Приём и передача мяча:

Каким способом можно ударять по мячу?

В каких случаях передача считается не правильной?

Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться
мяча телом?

Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд?
Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону
соперника?
Игра двоих:

Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу
одновременно? Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара
или блокирования?

Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над
сеткой, ударят одновременно 2 игрока разных команд?

Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном
касании мяча, вновь ударить по мячу?
Перенос рук над сеткой и блокирование:

Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне
противника ошибкой?

Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой?
11


Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей
стороне, а после удара перенесёт руки через сетку?

Что такое блокирование?

Кто имеет право участвовать в блокировании?

Когда блокирование считается состоявшимся?

Что такое групповое блокирование?

Сколько всего касаний мяча может сделать команда при
состоявшемся блокировании?

Можно ли блокировать подачу?
Игра от сетки:

Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?

Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на
сетке?

Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?
Переход средней линии:

Какие ограничения существуют для игроков задней линии?

Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией
нападения, произвести удар в прыжке и после удара приземлится в площадь
нападения?

Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения?
Выход мяча из игры:

Когда мяч выходит из игры?

Какая команда считается проигравшей после приземления мяча?
Замены игроков:

Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?

Когда может быть произведена замена игрока?

Даётся ли команде время на замену игрока?

Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру?
Перерывы:

Какие установлены перерывы между партиями?

Какой перерыв установлен перед решающей партией?

Даётся время на смену в решающей партии?

Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?

12

Список литературы
1.
Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва.
«Физкультура и спорт» 2007.
2.
Программы
для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных школ. Кружки пионерских профильных лагерей.
М.Изд-во, 1988г.
3.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола:
Учебно-метод. пособие - Нижневартовск, 2001
4.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск.
«Беларусь» 1991.
5.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М. Изд-во, 1989г.
6.
Волейбол. Учебник для вузов. Под общей редакцией Беляева
А.В.,Савина М.В. Москва.2005г.
7.
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. Омск: СибГАФК, 2002
8.
Волейбол. Примерные программы спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва. Москва. Советский спорт.2005.
9.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и
спорт» 2003.
10. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и
спорт» 2005.
11. «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для
учителей и методистов/ Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. -2-е
изд.-М: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам)»
12. Электронный журнал «Физкультура в школе» №1-8 2013.
13. Электронный журнал «Физкультура в школе» №7-12 2012.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.