MyHuqznanrHoe o6pasoBaHrEe C eponcxzfi ropo4cxofi oKpyr MynraqananbHoe aBroHoM'oe o6rqeo6pa:oBare"[bHoe yqpexAeHr.{e cpeAnrrr o6uleo6pasoBarelrbHa, rrrKolra flb llprnrro 2 7 Ha 3aceAaHr,rn: . A4arvroeuu llpororor NnY 1- 2024r. Ionomrure/rbHa.s o6qeo6pa3oBare/rbHar o6u1epa3Br.{Bitroqas nporpaMMa Qa:rynrrypHo - o3AopoBwrelrsofi HanpaBneHHocrrz <Bo:pacr o6yuarorquxcfl: 15-LB ner Cpor peaJrrcaquu: L rog Anrop-cocraBzTetrb: I{emarqee KoHcranran Mzxafiloezu, neAaror AonorrHrare"lIlHoro o6pasoeannr r. Cepoe, 2024 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………… 3 2. Цель и задачи общеразвивающей программы……………………... 6 3. Содержание общеразвивающей программы……………………….. 6 4. Планируемый результаты…………………………………………… 8 5. Условия реализации программы……………………………………. 9 6. Формы аттестации контроля и оценочный материалы…………… 10 7. Список литературы………………………………………………….. 14 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей. Программа (волейбол) соответствует нормативным правовым актам и государственным программным документам. Составлена на основании нормативно-правовых документов: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726р)(далее – Концепция развития дополнительного образования детей); Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Актуальность программы заключается в том, что занятия позволят учащимся восполнить недостаток общефизических навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество 2 учебных часов отведённых на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в ней предусмотрено большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в сети Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д. Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами: • доступностью игры для любого возраста; • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи; • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания. Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся: • чувства коллективизма; • настойчивости, решительности, целеустремлённости; • внимания и быстроты мышления; • способности управлять своими эмоциями; • совершенствованию основных физических качеств. Программа предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических занятий и соревновательной практики. На теоретических занятиях учащимся сообщаются основные сведения по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки 3 по волейболу. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр. • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты; • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования; • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу; • содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта. Соревновательная практика проводится в целях формирования у учащихся навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, овладения первоначальными навыками судейства. Проводится контроль и проверка усвоения знаний. Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам: 1. Общие основы волейбола. 2. Основы техники и тактики волейбола. 3. Методика обучения технике игры. 4. Методика обучения основам тактики игры. 5. Основы физической подготовки в волейболе. Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам. Адресатами дополнительной общеразвивающей программы являются обучающиеся от 15 до 18 лет. Наполняемость группы до 20 человек. Режим занятий:4 часа в неделю, продолжительность одного занятия 40минут. Объем общеразвивающей программа рассчитан на 140 учебных часов. Срок освоения программы – 1 год. Уровневость. «Стартовый уровень» предполагает использование и 4 реализацию общедоступных физических упражнений, освоение содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: фронтальный, групповой, индивидуальный. Виды занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, посещение игр, конкурсы, соревнования. Формы подведения результатов: беседа, соревнования, спортивные игры, сдача нормативов, мастер-класс, практические занятия. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом. Задачи: 1. Основам техники и тактики игры в волейбол. 2. Развитие необходимых физических качеств (силы, выносливости, гибкости, координации движений, быстроты реакции). 3. Развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка. 4. Обучение основам техники и тактики игры, приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований. 5. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план 1 год обучения № Название раздела п/п 1. Основы знаний 2. Освоение техники передвижений 3. Освоение техники приемов и передач мяча 4. Освоение техники подачи мяча и Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 3 3 Тестирование 20 20 Учебная игра, практическое занятие 24 24 Учебная игра, наблюдение за технико – тактических действиями 24 24 Работа в группах, учебная игра 5 5. 6. 7. 8. приема подач Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий Овладение тактикой игры в нападении Овладение тактикой игры в защите Овладение организаторскими способностями ИТОГО: 20 - 20 Работа в группах, учебная игра 20 - 20 Работа в группах, учебная игра 20 - 20 Работа в группах, учебная игра 7 1 6 Учебнотренировочные игры, соревнования, тестирование 137 4 133 Содержание учебного (тематического) плана Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Общая физическая подготовка. Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов. Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол. Специальная физическая подготовка. Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов. Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры. Техническая подготовка. Теория: Значение технической подготовки в волейболе. 6 Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки). Тактическая подготовка. Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе. Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Планируемые результаты Метапредметные: - выполняют технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий; - применяют в игре изученные тактические действия и приёмы; - знают методику регулирования психического состояния; - осуществляют соревновательную деятельность; - знают правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта. Личностные: - могут достигать оптимального боевого состояния; - соблюдают правила игры; - знают значение здорового образа жизни. Предметные: - знают историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека; - знают правила игры; - определяют терминологию игры и жесты судьи; - могут технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; - умеют регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований; - умеют организовывать и судить соревнования. Комплекс организационно- педагогических условий Условия реализации программы: Материально – техническое обеспечение спортивного соответствует нормам и требованиям. Оснащение спортивного зала следующее: 1. сетка волейбольная - 1шт.; 2. стойки волейбольные - 2 шт.; 7 зала 3. гимнастическая стенка - 5 шт.; 4. гимнастические скамейки – 2 шт.; 5. гимнастические маты - 7шт.; 6. скакалки - 20 шт.; 7. мячи набивные (масса 1кг) - 2шт.; 8. мячи волейбольные - 15 шт.; 9. мячи баскетбольные - 15шт.; 10. мячи футбольные - 2шт.; 11. обручи - 20 шт.; 12. конусы - 6 шт.; 13. свисток - 1 шт.; 14. секундомер - 1 шт. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Тестовый контроль Общефизическая и специальная физическая подготовка № 1 2 Тест Бег 30 м, с Челночный бег 3x10 м, с Мальчики 6,1-5,5 9,3 - 8,8 Девочки 6,3-5,7 9,7 - 9,3 3 Прыжки в длину с места, см 160-180 150-175 4 5 6 6-минутный бег, м Наклон вперёд из положения сидя, см Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин) Прыжки в высоту с разбега, см Прыжки в высоту с места, см 1000-1100 6-8 4-5 850-1000 8-10 10-14 100-110 90-100 40-45 110-120 80-90 35-40 7 8 9 Тактико-техническая подготовка № 1 2 3 4 Тест Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) Жонглирование мячом над собой верхней передачей (кол-во раз) Жонглирование мячом над собой нижней передачей (кол-во раз) Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10) 8 Мальчики 7-9 Девочки 6-8 8-10 5-7 5-7 4-6 7-9 6-8 5 Позиционное нападение без изменения позиций По игроков (6:0) результатам выполнения По результатам выполнения Вопросы для тестирования Площадка и её разметка: Какую форму имеет волейбольная площадка? Какие требования предъявляются к площадке? Как называются линии, ограничивающие площадку? Что такое средняя линия? Что такое линии нападения? Для чего нужна линия нападения? Что такое площадь нападения? Какова ширина линий разметки? Входит ли ширина линий в размер площадки? Сетка: Какой должна быть сетка и каковы её размеры? На какой высоте укрепляется сетка? Какова высота стоек? Когда должна проверяться высота сетки? Чем проверяется высота сетки? Мяч: Каким должен быть мяч для игры? Кто решает вопрос о пригодности мяча? Правила и обязанности игроков: Что должны знать участники соревнований? Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований? В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием? Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого предупреждение? В каких случаях применяется удаление игрока? Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к соревнованиям? Возраст игроков: На какие возрастные группы делятся участники соревнований? Костюм игроков: Каким должен быть костюм игрока? 9 Разрешается ли игрокам выступать без обуви? Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах? Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока? В какой форме должны выступать команды? Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах? Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой команды? Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования? В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды? Какой отличительный знак должен иметь капитан команды? Состав команды и расстановка игроков: Каково число игроков в команде? Какие игроки считаются основными и какие запасными? Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей партии? Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала соревнований? Существует ли обязательная расстановка игроков? Как называются игроки каждой линии? Что такое взаимная расстановка игроков? Какое положение по кругу занимают игроки? Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в момент подачи? Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой линии в момент выполнения подачи? Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего соревнования? Разрешается ли изменять взаимную расстановку? Счёт и результат игры: В каких случаях команда проигрывает очко? Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии? Из скольких партий состоит соревнование? Когда соревнование считается законченным? Как засчитать встречу, если команда не явилась на соревнование? 10 Продолжительность игры и выбор сторон: Какой команде предоставляется право выбирать стороны и подачи? Как возобновляется игра после окончания первой партии? Как возобновляется соревнование перед решающей партией? Чем отличается решающая партия от остальных партий? Как должны расположиться игроки после смены сторон? Подача и смена мест: Что такое подача? Как производится подача? Когда подача считается произведённой? Ограничивается ли время на подачу? Что служит сигналом на право подачи? Когда даётся свисток на подачу? Разрешается ли игроку производить подачу с руки? До коих пор должен подавать один и тот же игрок? Производится ли смена мест при подаче одним и те же игроком? Приём и передача мяча: Каким способом можно ударять по мячу? В каких случаях передача считается не правильной? Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом? Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд? Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону соперника? Игра двоих: Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу одновременно? Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара или блокирования? Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над сеткой, ударят одновременно 2 игрока разных команд? Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном касании мяча, вновь ударить по мячу? Перенос рук над сеткой и блокирование: Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника ошибкой? Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой? 11 Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей стороне, а после удара перенесёт руки через сетку? Что такое блокирование? Кто имеет право участвовать в блокировании? Когда блокирование считается состоявшимся? Что такое групповое блокирование? Сколько всего касаний мяча может сделать команда при состоявшемся блокировании? Можно ли блокировать подачу? Игра от сетки: Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки? Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке? Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке? Переход средней линии: Какие ограничения существуют для игроков задней линии? Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией нападения, произвести удар в прыжке и после удара приземлится в площадь нападения? Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения? Выход мяча из игры: Когда мяч выходит из игры? Какая команда считается проигравшей после приземления мяча? Замены игроков: Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования? Когда может быть произведена замена игрока? Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру? Перерывы: Какие установлены перерывы между партиями? Какой перерыв установлен перед решающей партией? Даётся время на смену в решающей партии? Когда команда может потребовать перерыв для отдыха? 12 Список литературы 1. Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007. 2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Кружки пионерских профильных лагерей. М.Изд-во, 1988г. 3. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие - Нижневартовск, 2001 4. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991. 5. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М. Изд-во, 1989г. 6. Волейбол. Учебник для вузов. Под общей редакцией Беляева А.В.,Савина М.В. Москва.2005г. 7. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. Омск: СибГАФК, 2002 8. Волейбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва. Москва. Советский спорт.2005. 9. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003. 10. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005. 11. «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/ Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. -2-е изд.-М: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам)» 12. Электронный журнал «Физкультура в школе» №1-8 2013. 13. Электронный журнал «Физкультура в школе» №7-12 2012. 13