Myuuquuanruo e o 6p a: oBaHr4 e C ep oncrrafi ropo4croi oKpyr MyHuqunanbHoe aBroHoMHoe o6qeo6patoBare/rbHoe yqpoKAeHue cpeAHsq o6qeo6pa:oBareJrbHarr rrrKoJra Ne 27 . Agarr,ronzu !ononHzre"[bHa-rr o6qeo6pa3oBareJrbHar o6il{epa3Br,rBarcr{aq rporpaMMa cor{r4iurbHo-r}MaHr4rapnofi Hanp aBneHHocrr4Bo:pacr o6yuaroqvrxcfl: l- 1-l-5 ner Cpox peaJrrz:ar{uu: 1. rop, Anrop-cocraBr4Te/rb: B onorrutr a lIugu;. IzIe aHonua, leAaror AolonHr4reJrbHoro o6pa:oeanrar r. Cepoe, 2024 Содержание 1. Пояснительная записка стр.3 2. Цель и задачи общеразвивающей программы стр.4 3. Содержание общеразвивающей программы стр.4 4. Планируемые результаты стр.6 5. Условия реализации программы стр.6 6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы стр.7 7. Список литературы стр.7 Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы «Юные барабанщики» направлена на социально-гуманитарное развитие обучающегося, представляет собой пространство для освоения, применения своих знаний, умений и навыков, передачи их другим, достижения самоутверждения. У ребенка формируются умения и навыки применения полученных знаний на практике, осуществляется подготовка к профессиональному самоопределению. Актуальностьобщеобразовательной программы состоит в идее развития личности через усвоение общечеловеческих ценностей на основе интереса. Занятия по данной программе решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса учащихся школы: ребенок, посещая кружок в свободное время, знает, что он нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему учреждению образования. Общеобразовательная программа «Юные барабанщики» соответствует нормативным правовым актам и государственным программным документам. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных и общеобразовательных общеразвивающих программ: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р); Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Отличительные особенностиобщеобразовательной программы.Сегодня обществом наиболее востребованы такие качества как: высокая социальная активность, готовность делать осознанный нравственный выбор и нести за его последствия ответственность. Кроме этого уделяется большое значение развитию творческих возможностей личности. МАОУ СОШ № 27 сегодня является тем социальным институтом, который создаёт условия для социального и гражданского становления личности подростка. Творчество - является условием развития ребёнка, его духовно – нравственного становления, подготовки к жизненному самоопределению. Кружок «Юные барабанщики» предоставляет ребёнку широкое поле общения, потому, что её деятельность основывается на общении. Кружок «Юные барабанщики» - это уникальная возможность через общие интересы и увлечённость взрослого и ребенка организовать совместную деятельность. Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на детей 11-15 лет. Состав группы постоянный. Численность группы 15 человек. Группы поделены на подгруппы по 7-8 человек. Деление на подгруппынеобходимая мера, т.к. обусловлено 2 психофизическими особенностями детей данного возраста, требующее большего внимания и индивидуального подхода, обучающиеся из разных классов. Набор детейсвободный.Основой для зачисления детей и подростков в кружок являются их физические и музыкальные данные, желание освоить музыкальный ударный инструмент – барабан. Режим занятий. 2 часа в неделю у каждой подгруппы, продолжительность одного занятия 40 минут. Объемобщеразвивающей программы составляет 68 занятийв год. Срок освоенияобщеразвивающей программы составляет один год. Уровневость общеразвивающей программы. «Стартовый уровень», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеобразовательной программы. Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, фронтальная. Виды занятий – теоретическое занятие, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие, выступление. Формы подведения результатов:практическое занятие, промежуточная аттестация, тестирование по музыкальной грамоте, опрос, зачет, открытое занятие, выступление. Цель и задачи общеразвивающей программы Цельобщеразвивающей программы, создание условий для развития, саморазвития и самореализации детей. Задачи общеразвивающей программы: 1. Оказание практической квалификационной помощи детям, проявляющим интерес к овладению ударным инструментом; 2. Формирование духовно-богатой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; 3. Привитие интереса к труду, систематическим занятиям в кружке, профориентирование; 4. Развитие музыкальных данных - слух, чувство ритма, музыкальную память. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № Темы 1 2 3 Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом.Инструктаж по технике безопасности Знакомство с музыкальной грамотой Формирование исполнительского аппарата. Барабан. Отработка шага Количество часов Практик Всего Теория а 4 2 2 8 4 4 8 2 6 3 Формы аттестации/ контроля Практическое занятие Тестирование Опрос Практическое занятие 4 Подготовка к концерту 5 6 Выступление Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями Подготовка к «Вахте памяти» 7 8 9 1 0 Выступление на «Вахте памяти» Подготовка к итоговому отчетному мероприятию Итоговое отчетное мероприятие «Последний звонок» Итого 9 9 1 1 26 2 24 5 5 1 1 5 5 1 1 68 12 Промежуточная аттестация Выступление Практическое занятие Открытое занятие Выступление Практическое занятие Выступление 56 Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения. Основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте. Знакомствос музыкальной грамотой. Повторение сведений по музыкальной грамоте, изученных на первом году обучения. Элементарные знания о музыке, понятие звук, ритм, нотная грамотность, звукоизвлечение на барабане. Формирование исполнительского аппарата. Барабан. Отработка шага. Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твёрдо знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы). Подготовка к концерту. Выбор произведения для исполнения. Отработка его в движении. Генеральная репетиция на сцене. Выход на сцену и красивый уход со сцены. Выступление. Создание атмосферы праздника и торжественной обстановки на концерте. Показ умения держать себя на сцене, пользоваться инструментом, слышать музыку, синхронизировать отбиваемый ритм с музыкой и движениями. Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями. Знакомство с новыми маршами: Мандаринка, Суворовский. Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане; познание техники, отработка системы специальных упражнений; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук 4 при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения. Правильное прочтение нотного текста, определение жанра, стиля и формы произведения, нахождение музыкального образа, формирование исполнительского замысла. Разучивание произведения по частям, а затем в целом. Исполнение произведение с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное исполнение. Подготовка к «Вахте памяти». Отработка строевого шага. Исполнение Суворовского Марша. Синхронизация отбиваемого ритма и движений. Выступление на «Вахте памяти». Создание торжественной обстановки на мероприятии. Умение использовать полученные знания на практике. Умение понимать и исполнять знаки ведущего. Подготовка к итоговому отчетному мероприятию. Выбор произведения для исполнения с учетом мнения обучающихся. Умение выбрать произведение соответствующее обстановке и теме. Отработка исполнительского навыка. Многократное повторение с целью автоматизации движений рук и ног при исполнении. Итоговое отчетное мероприятие «Последний звонок». Показ умения использовать полученные знания за учебный год на практике. Создавать атмосферу торжественности и праздника на мероприятии. Планируемые результаты Метапредметные: изучение и исполнение 7-14 ритмических этюдов и упражнений; изучение и исполнение различных ритмов: простой, пионерский, пунктирный; развитие навыков игры. Личностные:развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса посредством работы над важнейшими средствами музыкальной выразительности: качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой. Предметные: - правильная постановка рук при игре на глухом барабане; отработка одиночных ударов; отработка ровность удара в ритме: целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые ноты; ознакомление с соотношением ритмических длительностей, половинные и четвертные. Прочное владение навыками игры на инструменте. Знание устройства инструмента и принципа звукообразования. Свободное владение исполнительским аппаратом. Умение грамотно фразировать текст в исполняемых произведениях. Примерный репертуарный план: Походный марш №1, Походный марш № 2,Марш «Раз-два, ноги, голова», Марш Суворовский, Марш Мандаринка, Марш праздничный. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение: барабаны, барабанные палочки, ярко освещенное помещение, твердое напольное покрытие (спортивный зал); школьная доска, музыкальная аудио система (Кабинет музыки №34). - информационное обеспечение: интернет ресурсыhttps://www.ddrums.ru/drum-lessonsvideo-beginning; фото и видео с барабанщиками. - Методические материалы: интернет ресурсы 5 https://www.youtube.com/watch?v=cx1SicBAkMY;тестыhttps://dshikuyanovo.bash.muzkult.ru/media/2018/08/24/1229785205/1_klass_solf.pdf, Зиневич В., Борин В. ”Курс игры на ударных инструментах” - П.,1980. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Практическое занятие, промежуточная аттестация, тестирование по музыкальной грамоте, опрос, зачет, открытое занятие, выступление. Состояние контингента и посещаемость – через ведение журнала установленного образца и анализ систематичности посещаемости. Список литературы 1. Андреев Е. “Ударные инструменты современного симфонического оркестра”.- Киев,1990. 2. Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросыоркестровки” - Москва.,1990. 3. Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах”. Москва.,1989. 4. Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982. 6. Зиневич В., Борин В. ”Курс игры на ударных инструментах” - П.,1980. 7. Ковалевский М. “ Аппликатурные приёмы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле”. – М.,1980. 8. Макиевский С. “Техника игры на ударной установке”. – Киев.,1990. 9. Парамонов В. “Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре”. – М., 1984 6