1
2
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора участника- ми образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
●
●
●
●
●
●
правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
3
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного
общего образования».
образовательного
стандарта
среднего
7. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
9.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
10. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, классов,
в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике
соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только- на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого
на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться
точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз
будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
4
им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация.
Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и
потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой
(обсуждение
воображаемых
ситуаций,
художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания
влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется
изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в
будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни
каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых
и детей. Русская культура — признанное мировое достояние человечества.
Музыка как вид искусства. Состояние современной отечественной музыки:
жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного
развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива.
Подготовка ко взрослой жизни и формирование ответственности. О роли
педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями
и бережное отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и
6
взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители
информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение
российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства
в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой
родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной
научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном
развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным
риском. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при
общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
7
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как
прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть
у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на
формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная
школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой
команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и
объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки
молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
8
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства
и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся
герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники.
К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков
любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы
любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека,
интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди
пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему
достижения русской театральной школы широко используются во многих
странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их
9
сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление
национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной
гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии
должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе.
Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее
дело и помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение
слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на
чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правиль
но и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя
частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
10
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим наро- дам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
11
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать
аналогии;
определять
существенный
признак
для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в
ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать
текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к
тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою
12
часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия
для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, побе- ды;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений
13
природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование
первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах всемирного
культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности
событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя
их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно- следственных связей в окружающем мире (в
том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных
ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение
опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку
поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на
благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «со- страдание», «прощение», «дружелюбие», находить образы,
приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания
в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
14
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного
искусства;
умение
характеризовать
отличительные
особенности
художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах,
жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических
упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Темы занятий
Количес
тво
часов
Зачем человеку учиться?
1
2
1
Русский язык в эпоху 1
цифровых технологий
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основное содержание
(1–2 и 3–4 классы)
Виды
деятельности
обучающихся
Электронные
ресурсы
Приобретение знаний на протяжении всей жизни.
Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Необходимость управления человеком
цифровыми технологиями. Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
с
иллюстративным
материалом
Русский
язык
—
государственный
язык,
объединяющий многонациональную семью на- родов
Российской Федерации. Современное разнообразие
русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Правила использования стилей
речи в современной коммуникации. Грамотная,
логичная и понятная речь — при- знак
образованного человека и залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные
идеалы, патриотизм
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
разговорыоважном.р
ф
3
4
Цифровой
суверенитет страны
1
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
1
5
О творчестве.
Ко
Дню
музыки
1
Что
такое
цифровой
суверенитет?
Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются
новые
технологии?
Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Мирный атом — это использование атомной энергии
в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Контроль распространения
атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние человечества.
Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как Познавательная
основа гармоничного развития общества. Правила беседа,
просмотр
общения внутри семьи, школы и коллектива.
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
6
1
Как понять друг друга
разным поколениям?
7
1
8
О городах России.
Ко Дню народного
единства
1
Подготовка к взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании
личности. Традиции празднования Дня учителя.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Семья как ценность в жизни каждого человека,
основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Обмен опытом между поколениями и
бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Города России: разнообразие культур, языков и
вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на
территории
Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских
городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой
родины.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, гражданственность
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом
Общество безграничных
возможностей
9
10
1
Селекция и генетика.
К 170-летию
И. В. Мичурина
1
11
Как
решать
конфликты
и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
1
Общество — совокупность разных людей, отличных
друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви,
уважении,
дружбе,
принятии
и
самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимоуважение
Состояние науки в современной России. Роль
генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности и т. д. Мировое
признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В.Мичурина и их влияние
на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Профессия
спасать
—
жизнь
12
1
Домашние
питомцы.
Всемирный день питомца
13
14
1
Россия
—
страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях.
Профессия спасателя связана с повышенным
риском.
Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к
своей и
чужой
жизни,
правила
безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты
для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности.
Традиции
героизма,
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и культурного кода. День
Героев
Отечества
—
выражение
благодарности, признательности и уважения
за самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
15
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
1
Совесть внутри нас
16
1
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
17
1
Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость — одна
из
важнейших
духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и
обязанности есть у детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость, жизнь, достоинство, права
и свободы человека
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Совесть
—
внутренний
ориентир,
помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный
труд
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести
время с пользой: составление календаря.
Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
18
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
19
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских
и
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. От
идеи — до экрана: как появляются
современные
мультипликационные
фильмы?
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, гуманизм
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация и интерпретация памятников
искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, служение
Отечеству
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Как создавать
бизнес?
свой
20
1
Есть ли
границы?
науки
у знания
Ко Дню
21
22
1
Слушать,
слышать
и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и
ее
выдающихся
представителей.
Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и
молодых
ученых.
Как
происходят
современные
открытия?
Как
стать
ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Дипломатия — важная сфера деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту
интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической
работы. Диалог между государствами как
основа
международной
стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и
вести конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
память и преемственность поколений,
многонациональное единство
23
24
Герой
с
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества
День наставника
1
1
Герой — реальный человек, живущий
рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и трудолюбивые.
Что такое героизм? Какие качества
отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День
наставника
—
важный
государственный
праздник,
который
позволяет закрепить статус наставников,
подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые россияне и их наставники. К. Д.
Ушинский как основоположник научной
педагогики
в
России.
Как
найти
наставника?
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, созидательный труд
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
25
26
Всемирный день поэзии
1
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
1
27
Как справляться
с волнением?
1
Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий
культурный феномен. Русских классиков
любят и читают не только на родине, но и
за рубежом. Почему иностранцы любят и
читают русских писателей? Роль поэзии в
личном развитии человека, интеллекта и
душевных качеств. О современных поэтах
России.
Почему
люди
пишут
стихотворения, можно ли этому научиться?
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр —
целая
семья
разных
профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие
другие. Почему достижения русской
театральной
школы
широко
используются во многих странах мира?
Как стать актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного
над
материальным,
созидательный труд
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни.
Контроль эмоционального состояния, забота
о своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
28
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
1
29
Как мусор получает
«вторую
жизнь»?
Технологии переработки
1
Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация
для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный
космодром?
Труд
конструкторов,
инженеров,
летчиков
и
других
специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, историческая память
Состояние
планеты
—
личная
ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый
человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
30
Что значит работать
в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
1
Команда — это друзья и единомышленники,
где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха.
Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории
страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
31
Песни о войне. Ко
Дню Победы
1
32
Ценности, которые нас
объединяют
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей
великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Формирующиеся
ценности:
единство
народов России, историческая память и
преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает нам поступать правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают чувствовать себя частью единого
народа, способствуют укреплению общества
и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться
и
достигать
успеха.
Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но
только
в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к другу
существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
32
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом