РП Функциональная грамотность 2-4 класс 2025

1

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается
не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять
в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации во 2–4 классе и рассчитана на 34
часа (1 час в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных
и
научно-познавательных
текстов;
составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс
и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных
животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в

3

организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1–8): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9–16): томат, болгарский
перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18–25): потребительская корзина,
состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный
размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка,
бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

4

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса «Функциональная
грамотность» также связаны с реализацией рабочей программы воспитания,
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества;

осознание себя как члена семьи,
общества и государства.
Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям;
5

ориентирование в
нравственном
содержании
как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области
финансов.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира;

осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;


6

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
7

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
8

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
9

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/
п

Тема

Предмет
изучения

1.

Михаил Пришвин.
Беличья память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

2.

Про беличьи запасы

Сложение одинаковых
слагаемых, решение
задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы,
Формируемые умения (виды деятельности)
являющиеся учебно-методическими
материалами
– Определять жанр, тему, героев произведения; Функциональная грамотность. Тренажёр
– объяснять значения выражений,
для школьников.
встретившихся в тексте;
2 класс. / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. –
– озаглавливать прочитанный текст;
М.: Планета, 2025 (электронная версия)
– находить необходимую информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию
прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические модели при решении
задач;
– анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка»,
Мультфильм «Смешарики. Уроки
«продажа», «сделка», «деньги»;
финансовой грамотности»
– понимать, откуда возникло название
https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/
российских денег «рубль» и «копейка»;
smeshariki/.
– находить у монеты аверс и реверс;
11

– выполнять логические операции: анализ,
синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную
тему.
4

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и
плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за
погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научно-познавательного
и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста
для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.

– Анализировать данные столбчатой
диаграммы, представленные в явном и
неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме
данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы,
устанавливая их истинность и ложность;
12

7

Повреждённые и
фальшивые деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые деньги.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и

– выполнять вычисления на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое
деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
деньги;
– знать правила использования поврежденных
денег;
– находить и показывать средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и
поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и
оформлять их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах
мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных
сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
13

Мультфильм «Смешарики. Уроки
финансовой грамотности»(серия
«Фальшивый пиастр»
https://edu.pacc.ru/Videomaterials/articles/s
meshariki/

художественного
текстов.

10

Про зайчат и
зайчиху

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11

Банковская карта

Банковская карта.

12

Про Зайчишку и
овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

– находить необходимую информацию в
тексте;
– определять объект на рисунке с помощью
подсказки;
– определять последовательность действий,
описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из
энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте
и выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы
чисел, состоящих из двух слагаемых,
доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному
условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в
банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и
находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
14

Анимированная презентация
«Банковские карты»
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/
articles/presenations/#3

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

Содержание рассказа

14

Лисьи забавы

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным
путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной
моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать
цитаты в качестве ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и
выражений;
– устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или опровергая их
с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника
языке инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте
и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью
таблицы;
– анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять
недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые
можно узнать по данным столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять
построения на чертеже в соответствии с
данными задачи.
15

15

Безопасность
денег на
банковской карте

Правила безопасности
при использовании
банковских карт.

– Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и оборотных
сторонах банковской карты, объяснять их
назначение;
– находить необходимую информацию в тексте
задания;
– формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
Устройство лисьей норы, – Иметь представление об устройстве лисьих
свойства лесной земли,
нор;
песка и глины, состав
– проводить простейшие опыты по определению
почвы.
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит
плодородие почвы.

16

Лисьи норы

17

Обыкновенные
кроты

Содержание научнопознавательного
текста.

18

Про крота

Сложение в пределах
100.

– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации;
– соединять линиями части предложений и
определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным
предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной
теме;
– определять название раздела, в котором
может быть размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
16

Логические задачи.
Диаграмма.

19

Про кредиты

20

Корень – часть
растения

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

– решать задачи с использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на
основе верных высказываний.
Кредит. Ипотечный
– Объяснять, что такое «кредит»;
кредит. Автокредит.
– определять виды кредитов;
Кредит наличными.
– понимать, чем отличаются друг от друга
разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам его оплаты.
Корень. Виды корневых – Называть части цветочных растений;
систем. Видоизменённые – объяснять, для чего растению корень;
корни.
– доказывать, что рост растения начинается с
корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
Содержание
– Определять книгу, в которой можно
художественного текста. прочитать предложенный художественный
текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– находить в тексте предложение по заданному
вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить
полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
17

– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
22

Про ежа

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад до
востребования.

24

Занимательные
особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с помощью скорости и
расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и записывать
результаты в таблицу, результаты таблицы
переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных
данных;
– определять последовательность маршрута на
основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество
месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад,
вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент
по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают
проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком лимона
не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от
магнита;
18

– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
25

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе
прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе
рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным
предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных
сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение
слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к
сообщению.

26

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка на основе заданного
условия, доказывать, что путь выбран
правильно;
– записывать именованные числа в порядке
возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному
условию.

19

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от
необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его
запасы

Горох, свойства
прорастания гороха.

– Называть растения, плоды которых
составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и
воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста,
особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в самих
семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие
света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет
температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина
посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность
прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте
словосочетание и объяснять его лексическое
значение;
– находить среди предложенных вариантов
вопросы, на которые можно/нельзя найти
ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию
прочитанного;
20

– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в
письменной форме.
– Иметь представление о диаметре
окружности;
– анализировать данные таблицы,
устанавливая закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение
диаметра окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.

30

Бобры-строители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

31

Такие
разные деньги

Валюта, курс для обмена
валюты, деньги разных
стран.

– Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте
и на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной
единицы стране;
– иметь представление о банковской операции
«обмен валюты».

32

Материал для
плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и
мягкие породы деревьев.
21

33

Позвоночные
животные

34

Встреча друзей

Рыбы, птицы, рептилии,
амфибии,
млекопитающие.

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных
животных;
– определять название животного по
описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают
признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти
ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на
занятии.
– Находить необходимую информацию в
тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в
таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение
чисел в пределах 1000.

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Тема

Дата

Предмет изучения

Блок «Читательская грамотность»
1
Про
дождевого
Тип
текста.
червяка
Содержание
научнопознавательного
текста.

3

Кальций

Содержание
научнопознавательного
текста.

Формируемые умения (виды деятельности)

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы,
являющиеся
учебнометодическими материалами

– Определять тип текста;
– дополнять предложение словами из текста;
– определять периоды развития дождевого червя
на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания
дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее
рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на
которые нет в тексте.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prodozhdevogo-chervyaka-3-klass6188509.html

23

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html

5

Сколько
облако?

весит

7

Хлеб – всему голова

9

Про мел

Тип текста. Главная – Определять тип текста;
мысль
текста. – определять, что вынесено в заглавие – тема
Содержание текста или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти
ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными
сведениями.
Тип текста. Главная – Определять тип текста;
мысль
текста. – определять, что вынесено в заглавие – тема
Содержание текста или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
Главная
мысль – Заполнять кластер о происхождении мела;
текста. Содержание – составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
текста.
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
24

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-skolkovesit-oblako-3-klass-6188526.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-hlebvsemu-golova-3-klass-6189255.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mel-3klass-6189258.html

11

Про мыло

Содержание
научнопознавательного
текста.

13

История свечи

Содержание
научнопознавательного
текста.

15

Магнит

Содержание
научно-

– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
– находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному
условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти
ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и определять их
порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
25

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mylo3-klass-6189261.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-istoriyasvechi-3-klass-6312615.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnost-

познавательного
текста.

Блок «Естественно-научная грамотность»
2
Дождевые черви
Дождевые черви

4

Полезный кальций

Кальций

6

Про облака

Облака

– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между
предметами;
– называть предметы, о которых говорится в
тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.

avtor-m-v-buryak-na-temu-magnit-3klass-6382644.html

– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые
черви выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
–
заполнять
таблицу-характеристику
на
дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой яйца, если из
них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция
для организма.
– С помощью опыта показывать образование
облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в
размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temudozhdevye-chervi-3-klass6188519.html

26

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-poleznyjkalcij-3-klass-6188523.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prooblaka-3-klass-6188531.html

8

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

10

Интересное
вещество – мел

Мел.

12

Чем
интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и
пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование
углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются
из жидкого мыла.
27

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-hleb-idrozhzhi-3-klass-6189257.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-interesnoeveshestvo-mel-3-klass-6189260.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-cheminteresno-mylo-i-kak-ono-rabotaet-3klass-6189264.html

14

Про свечи

16

Волшебный магнит

17

Проверь себя

Блок «Финансовая грамотность»
18
Что
такое
«бюджет»?

Свеча

– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание
дыма.
Магнит
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы
притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная
сила действует через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.
Материал,
– Ориентироваться в понятиях, изученных в
изученный в первом первом полугодии;
– применять полученные знания в повседневной
полугодии.
жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-svechi3-klass-6312616.html

Федеральный
бюджет,
уровни
бюджета, дефицит,
профицит.

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-chto-takoebyudzhet-3-klass-6435583.html

– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
28

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temuvolshebnyj-magnit-3-klass6382654.html

20

Семейный бюджет

Семейный бюджет,
доходы и расходы.

22

Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы,
виды
зарплаты.

24

Откуда в семье
берутся
деньги?
Пенсия
и
социальные
пособия

Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.

26

Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство, вклад,
выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

– выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Объяснять значение понятия «семейный
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и
«гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде
графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое
и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
29

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-semejnyjbyudzhet-3-klass-6471890.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-otkuda-vseme-berutsya-dengi-zarplata-3-klass6498095.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-otkuda-vseme-berutsya-dengi-pensiya-isocialnye-posobi-6516149.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-otkuda-v-

28

На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов

30

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи

32

Как
сэкономить
семейные деньги?

– иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может
получить в наследство.
Классификация
–– Понимать и правильно использовать
расходов
по финансовые термины: «обязательные расходы»,
«желаемые расходы», «непредвиденные
различным
расходы»,
основаниям.
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или
иные расходы.
Виды обязательных – Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «коммунальные
платежей.
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять
вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
Экономия
– формулировать простые правила экономии
семейного бюджета. семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.
30

seme-berutsya-dengi-nasledstvovklad-vyigrysh--6574683.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-na-chtotratyatsya-semejnye-dengi-vidyrashodov-3-klass-6612192.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-na-chtotratyatsya-semejnye-dengiobyazatelnye-platezhi-6612398.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kaksekonomit-semejnye-dengi-3-klass6634138.html

Блок «Математическая грамотность»
19
Расходы и доходы
Сравнение доходов
бюджета
и
расходов.
Дефицит
и
профицит.

21

Планируем
семейный бюджет

23

Подсчитываем
семейный доход

– Определять дефицитный и профицитный
бюджет;
– анализировать данные, представленные на
инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному
решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в – анализировать данные, представленные в
семейном бюджете. таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление круглого числа на
однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путём сложения одинаковых
слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её
решение.
Семейный доход в – Анализировать график и по данным графика
таблице,
на заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных
диаграмме.
чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе
этих данных дополнять недостающие подписи
на круговой диаграмме;
31

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-rashody-idohody-byudzheta-3-klass6457403.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-planiruemsemejnyj-byudzhet-3-klass6485556.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temupodschityvaem-semejnyj-byudzhet-3klass-6515567.html

25

Пенсии и пособия

27

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

29

Подсчитываем
расходы

31

Расходы
обязательные
платежи

–
самостоятельно
составлять
круговую
диаграмму.
Прожиточный
– Анализировать данные, представленные в
таблице;
минимум,
– выполнять сложение и вычитание
минимальная
многозначных чисел;
пенсия, пособия.
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за
определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового
материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Налог на выигрыш, – Определять, с какой суммы и в каком размере
доход от выигрыша нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от
в лотерею.
выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
Обязательные
непредвиденные
расходы.

на

Обязательные
платежи

и – Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию,
необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного дохода
они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает
на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе
этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
32

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pensii-iposobiya-3-klass-6574680.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temupodschityvaem-rashody-3-klass6612195.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temupodschityvaem-rashody-3-klass6612195.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-rashodyna-obyazatelnye-platezhi-3-klass6634135.html

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

34

Проверь
себя

.

– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
–
выполнять
сложение
и
вычитание
многозначных чисел.
Экономия
– Под руководством учителя решать составные
семейного бюджета задания на нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со
скидкой;
– находить часть от числа.
Материал,
– Ориентироваться в понятиях, изученных во
изученный
во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной
втором полугодии.
жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

33

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temupodschityvaem-sekonomlennye-dengi3-klass-6634142.html

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п

Тема

Дата

Блок «Читательская грамотность»
1
Старинная женская
одежда

2

Старинные женские
головные уборы

3

Старинная мужская
одежда и головные
уборы

Предмет изучения

Формируемые умения (виды
деятельности)

Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова;
познавательного
– озаглавливать текст;
текста.
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять
название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст
название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной
женской одежды.
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова;
познавательного
–составлять план, используя слова из
текста.
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
– приводить примеры современных
головных уборов.
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
познавательного
– отвечать на вопросы по тексту;
текста.
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы,
являющиеся
учебнометодическими материалами
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-starinnayazhenskaya-odezhda-4-klass6728867.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-starinnyezhenskie-golovnye-ubory-4-klass6728871.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-starinnaya-

4

Жилище
крестьянской семьи
на Руси

5-6

Внутреннее
убранство
и
предметы обихода
русской избы

7

История посуды на
Руси

– вписывать пропущенные слова в
текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания
название предмета.
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
познавательного
– рассуждать и записывать своё мнение
текста.
о различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
познавательного
– письменно отвечать на вопросы;
текста.
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение
о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
познавательного
– соотносить рисунок и его название;
текста.
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
35

muzhskaya-odezhda-i-golovnyeubory-4-klass-6728874.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-zhilishekrestyanskoj-semi-na-rusi-4-klass6728875.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temuvnutrennee-ubranstvo-i-predmetyobihoda-russkoj-izby-4--6728877.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-istoriyaposudy-na-rusi-4-klass-6728882.html

– определять части предмета, называть
их;
– определять порядок предложений в
тексте;
– дополнять текст по заданному
условию.
8
Какие деньги были
Содержание научно- – Определять лексическое значение
слова с помощью Википедии;
раньше в России
познавательного
– называть опорные фразы, с помощью
текста.
которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке
их возрастания;
– указывать названия современных
денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Томат
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит
«многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и
вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора
– это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у
помидора;
– работать с таблицей.
10
Болгарский перец
Болгарский перец.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
36

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kakiedengi-byli-ranshe-v-rossii-4-klass6728887.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-tomat-4klass-6728889.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnost-

11

Картофель

Картофель.

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

Баклажан.

– рассказывать о строении семени
перца;
– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания
картофеля;
– объяснять, почему нельзя
использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения
картофеля.
– Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые для
прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.

37

avtor-m-v-buryak-na-temu-bolgarskijperec-4-klass-6728890.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kartofel-4klass-6728893.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-baklazhansemejstvo-paslenovye-4-klass6728895.html

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

15

Горох

Горох.

16

Грибы

Грибы.

17

Творческое занятие

По выбору.

– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука
зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать
данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию
текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени
гороха;
– объяснять, почему горох обладает
взрывной силой;
– определять, что горох является
холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую
работу.
38

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-luk-4klass-6728896.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kapusta-4klass-6728898.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-goroh-4klass-6728899.html

https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-griby-4klass-6728901.html

Блок «Финансовая грамотность»
18 - Потребительская
19
корзина

Состав
потребительской
корзины.

20

Прожиточный
минимум

Назначение
прожиточного
минимума.

21

Инфляция

Инфляция.

– Объяснять на доступном для
четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается
прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «минимальный размер
оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет
прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных
регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных
категорий населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
– анализировать данные,
представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для
экономики.
39

https://infourok.ru/finansovayagramotnost-potrebitelskaya-korzina-4klass-6648743.html

https://infourok.ru/finansovayagramotnost-prozhitochnyj-minimum4-klass-6657288.html

https://infourok.ru/prezentaciyafunkcionalnaya-gramotnost-4-klass6450859.html

22 - Распродажи, скидки,
23
бонусы

24

Благотворительность

25

Страхование

Блок «Математическая грамотность»
26
В бассейне

Акции,
скидки,
кешбэк.

распродажа, – Понимать значение и правильно
бонусы, использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного
покупателя.
Благотворительность. – Понимать значение и правильно
использовать термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые
могут нуждаться в благотворительной
помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в
ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с
целью определения свой занятости;
выгодная покупка.
– решать задачи на определение
стоимости покупки;
40

https://infourok.ru/vneurochnoezanyatie-po-funkcionalnojgramotnosti-po-teme-strahovanie6621262.html

2728

Делаем ремонт

Смета ремонта, расчёт
стоимости
строительных
материалов.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи
на тройку величин
«цена,
количество,
стоимость».

30

Обустраиваем
участок

Расходы
на
обустройство участка,
площадь и периметр

– определять, какая из двух покупок
является более выгодной;
– решать задачи на определение
скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
https://infourok.ru/funkcionalnaya– решать задачи на расчёт количества
gramotnost-remont-domaнеобходимого материала для ремонта
6339013.html
кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта
кухни;
– читать простые чертежи и наносить на
них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов
для торта;
– определять, какие продукты выгоднее
купить для того, чтобы уменьшить
стоимость затрат на приготовление
торта;
– сравнивать цену различных товаров,
выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять
его масштаб;
– находить площадь и периметр участка
и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
41

3132

Поход в кино

33

Отправляемся
путешествие

34

Составляем словарик
по
финансовой
грамотности

в

Расходы на поход в – Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
кино.
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
Расходы
на – Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
путешествие.
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
Понятия
по – Понимать значение и правильно
использовать финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с
изученные
в
3-4
изученными финансовыми терминами;
классах
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.

42

https://infourok.ru/prezentaciya-pofunkcionalnoj-gramotnosti-na-temuputeshestvie-tryoh-druzej6054502.html
https://infourok.ru/prezentaciya-poteme-finansovaya-gramotnost-3-4klass-5234827.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2025. - 112
с. - (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2025. - 112
с. - (Учение с увлечением)
Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2025. - 96 с.
- (Учение с увлечением)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета,
2025. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность.4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета,
2025. – 96 с. – (Учение с увлечением).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Инфоурок

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.